ДООП Шахматы Максимов И.В. 24-25гг.

1

Содержание
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» .................................. 3
1.1. Пояснительная записка ....................................................................................... 3
1.2 Цели и задачи программы .................................................................................... 5
1.3. Факторы риска ..................................................................................................... 7
1.4. Планируемые результаты. .................................................................................. 7
1.5. Содержание программы. Учебный план. ........................................................ 11
Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий» .................... 17
2.1. Методическое обеспечение программы. ......................................................... 17
2.2. Рабочая программа воспитания. ....................................................................... 18
2.3. Техническое обеспечение программы ............................................................. 18
2.4. Формы контроля.. .............................................................................................. 19
2.5. Информационное обеспечение программы .................................................... 28

2

1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматы» разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми актами:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. От 29.12.2022);
-

Федеральным законом от 31.07.2020г. № 304-ФЗ «О внесении

изменений

в

Федеральный

закон

«Об

образовании

в

Российской

Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
- Федеральным законом Российской Федерации от 04.12.2007 № 329ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
-

Федеральным законом от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральным закон «О физической культуре и спорте в
Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации»;
детей

на основании Концепции развития дополнительного образования
до

2030

года,

утвержденной

распоряжением

Правительства

Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
-

Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. №629

«Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об Утверждении
санитарных

правил

требования

к

оздоровления

СП

2.4.3648-20

организациям
детей

и

«Санитарно-эпидемиологические

воспитанием

молодежи»

и

обучения,

утвержденных

отдыха

28.09.2020

и

№28

(регистрационный номер 6153 18.12.2020 №61573);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 №2 № Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН

3

1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания».
Направленность

образовательной

программы

«Шахматы»-

интеллектуальное и физкультурно-спортивное развитие ребенка.
Содержание программы направлено на приобщение детей к шахматам и
максимально быстрое спортивное совершенствование игроков до уровня
3-го разряда.
Актуальность. Шахматы – это приятный путь упражнения и развития
отдельных свойств человеческой натуры. Занятия этой игрой способствуют
развитию многих познавательных психических процессов, таких как
мышление, внимание, память, воображение. Ребёнок учится мыслить
логически и творчески. Занятия шахматами формируют важные личностные
качества: внимательность, последовательность, организованность и другие.
Программа составлена на основе авторской системы подготовки
шахматистов

IV

-

разрядов,

II

разработанной

международными

гроссмейстерами и опытными тренерами Чеховым В., Архиповым С.,
Комляковым В. и личного педагогического опыта. Результатом реализации
данной

системы

является

достижение

ребенком,

не

имеющим

предварительной подготовки, уровня 3-го разряда, при условии выполнения
им всех требований, предъявляемых педагогом в соответствии с данной
программой.
Педагогическая
включает

целесообразность.

в себя повышение уровня

Шахматное

общей

образование

образованности

детей,

знакомство с теорией и практикой шахматной игры, развитие мыслительных
способностей и интеллектуального потенциала, воспитание у детей навыков
волевой регуляции характера.
Отличительной особенностью программы является использование
метода обучения - «сеанс одновременной игры». Такой подход даёт
положительный результат как для развития способностей ребенка к
шахматам, являясь мотивацией к дальнейшим успехам, так и для более
4

быстрого вхождения обучающихся в соревновательный процесс. Сеанс
одновременной игры дает не только педагог, но и старшие ребята. Для ребят
из старших групп такой метод позволяет получать навыки одновременной
игры, а для педагога отследить результаты обучения.
1.2. Цель и задачи программы
Цель

программы

–

обучение

детей

игре

в

шахматы

и

совершенствование её качества до уровня третьего разряда.
Задачи программы:
 Обучение детей правилам игры в шахматы.
 Дать общее понятие о дебюте.
 Обучение постановке простейших матов.
 Обучение умению разыгрывать простейший эндшпиль.
 Преодоление вместе с детьми «беззевкового барьера».
 Развитие комбинационного зрения.
 Формирование отношения к шахматам как искусству, спорту, науке.
 Обучение правилам выступления на соревнованиях.
 Воспитание и соблюдение норм спортивного поведения.
Сроки реализации программы
Программа «Шахматы» рассчитана на 2 года обучения для детей в
возрасте от 4-х до 7-ми лет на базе детских садов Рябинушка и Солнышко.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся: 1 год обучения 36 часов по 1 часа в неделю. Всего 36
учебных недель. 2 год обучения 72 часов. По 2 часа в неделю. Всего 36
учебных недель.
Количество детей:
1 год обучения - 40 человек; (2 группы).
2 год обучения - 20 человек; (1 группа).
Для обеспечения непрерывности реализации программы применяется
дистанционные

образовательные технологии. Обучение осуществляется на
5

основе цифровых образовательных ресурсов Материалы для изучения и
вспомогательные материалы размещаются в формате онлайн.
Занятия проводятся в групповой форме при изложении теоретических
основ

и

разборе

партий.

Практическая

часть

занятия

проводится

индивидуально и в форме игры по 2 ребенка.
На первом году обучения у детей формируется «психология успеха».
Важно, чтобы не происходило распыления внимания на несколько
направлений работы, в связи с этим происходит последовательное освоение
тем.
Основной упор при подготовке начинающих шахматистов 1-го года
обучения делается на изучение основ игры в шахматы на практике, так как
это самый верный способ достижения «беззевкового барьера» - то, что
необходимо шахматисту для выполнения 3 разряда. Достичь «беззевковый
барьер» - значит выйти на такой уровень игры, когда «зевки» (грубые
ошибки, связанные с неумением увидеть и отразить элементарные угрозы
соперника) станут редчайшим исключением.
Важный момент в системе подготовки детей первого года обучения
заключается в обучении активной игре, так как если ни один из соперников
во время партии не «зевнёт», то больше шансов на победу у того, кто играет
активней. Играть активно - значит предпринимать активные действия (атака
слабостей соперника или её подготовка), если это допустимо в условиях
конкретной позиции.
На

втором

году

обучения

совершенствуются

знания

и

навыки,

полученные ранее, и формируется системность мышления. Дети учатся
искать ход по определённому алгоритму, что является составляющей успеха.
Данное качество способствует возникновению стабильности

в игре

шахматиста.
В теоретической подготовке внимание уделяется основным знаниям,
необходимым для занятия шахматами (например; правила игры, запись
партии), начальным сведениям из области дебюта и эндшпиля.
6

Достаточное время на занятиях уделяется практике - решению различных
заданий: на постановку мата в определённое количество ходов, на защиту от
шаха. Около шахматные игры способствуют развитию определённых
навыков:

пространственного

представления,

комбинационного

зрения,

стратегического и логического мышления, усидчивости, внимательности,
целеустремленности, умения анализировать.
1.3.Факторы риска
Реализация программы в точном соответствии не всегда возможно.
Причинами могут быть:
1. внеплановые мероприятия, проводимые МАУ «Молодёжный центр»;
2. учебные семинары;
3. эпидемия гриппа;
4. актированные дни.
Для восполнения отставаний по программе могут проводиться
дополнительные занятия, в том числе и индивидуальные. Составитель
программы

может

корректировать

программу

без

ущерба

для

образовательного процесса по программе, в том числе переставлять темы в
соответствии с тематическим планированием, привлекать старших детей для
помощи младшим в усвоении материала.
1.4 Прогнозируемые образовательные результаты и способы проверки
Первый год обучения
Обучающийся должен знать:
 Правила, необходимые для игры в шахматы на начальном этапе.
 Представление о дебюте.
 Основные законы разыгрывания дебюта.
 Элементарную

теорию

эндшпиля

(простейшие

маты

одинокому

королю).
Обучающийся должен уметь:
 Соблюдать основные законы разыгрывания дебюта.
7

 Разыгрывать простейшие эндшпильные позиции (мат одинокому королю
ладьёй, двумя ладьями и ферзём).
 Находить маты в 1, 2 хода.
 Соблюдать правила выступления в соревнованиях и другие нормы
спортивного поведения.
Результаты воспитательного воздействия:
 Стремление отстоять свою точку зрения, если ребёнок уверен в её
правоте.
 Навыки самостоятельной работы.
 Отношение обучающихся к шахматам как искусству.
Второй год обучения
Обучающийся должен знать:
 Дебютные ловушки (мат Легаля, атака Макса Лонге, Итальянская
пытка), гамбиты.
 Теорию элементарного пешечного эндшпиля.
 Тактические мотивы, приёмы и комбинации.
 Алгоритм обдумывания хода.
Обучающийся должен уметь:
 Разыгрывать дебюты (Русская партия, Итальянская партия, Испанская
партия, Шотландская партия, Защита Уфимцева, Защита Филидора,
Защита двух коней), гамбиты.
 Играть партию практически без «зевков».
 Разыгрывать простейшие эндшпильные позиции (мат одинокому
королю двумя слонами и позиции король и пешка против короля).
 Находить мат в 2 хода.
 Постоянно поддерживать активность в игре.
Результаты воспитательного воздействия:
 Системный подход к организации своей деятельности.
 Отношение обучающихся к шахматам как искусству и спорту.
8

 Самостоятельная активность в шахматном совершенствовании.
Результатом реализации программы является:
 Усвоение

обучающимися

основ

шахматной

игры,

методов

долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время
партии.
 Знание всех стратегических элементов шахматной позиции и основных
стратегических приёмов в типовых положениях.
 Освоение детьми способов реализации достигнутого материального и
позиционного перевеса в окончаниях, методов шахматной борьбы за
ничью в худших позициях.
 Комплексное формирование основ шахматной культуры.
С целью контроля

качества усвоения программыдва раза в год

проводятся внутренние турниры, которые служат не только практической
тренировкой, но и эффективным средством оценки достигнутых результатов.
Формы подведения итогов
Основным показателем усвоения шахматных знаний, умений и
навыков, является практическая игра. Таким образом, педагог постоянно
делает выводы о подготовленности ребёнка, наблюдая за его игрой с другими
юными шахматистами или с педагогом, которая происходит практически на
каждом занятии. Помимо этого в течение учебного года предполагается
участие детей во внутренних мини-турнирах. Периодически на занятиях
проводятся контрольные партии, позволяющие осуществить диагностику
уровня усвоения знаний, умений и навыков.
В целях диагностики умения ставить мат в 1 и 2 хода проводится
контрольное решение позиций отдельно с каждым обучающимся или
совместно всей группой. Для проверки усвоения теоретических знаний могут
использоваться тесты. ( см. приложение , сегодня отсканирую на работе )
Изменения, касающиеся личностных качеств, фиксируются педагогом
в процессе занятий.
9

Результаты основных диагностических мероприятий заносятся в
журнал.

10

1.5. Содержание программы.
Учебныйплан в соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» (ред. от 29.12.2022), 2-х годичный курс.
1-й год обучения
Очная форма обучения
№

Трудоёмкость

Тема занятия
Теория

Практик
а

Всего

1

История возникновения шахмат. Название фигур.

1

1

2

2

Шахматная доска. Ходы. Шахматная нотация.

3

3

6

Форма
аттестации/
контроля

Педагогическо
е
наблюдение,у
стный опрос,
решение
шахматных
задач

Очная форма обучения с использованием
дистанционных технологий
Трудоёмкость
Теория

Практи
ка

Всего

1

1

2

3

3

6

5

2

7

3

5

8

2

3

5

4

3

7

3

Цель игры, основные понятия, шах, мат, пат.

5

2

7

4

Дебют. Захват центра.

3

5

8

5

Эндшпиль. Простейшие окончания.

2

3

5

6

Решение шахматных задач.

4

3

7

7

Итоговое занятие

0

1

1

0

1

1

Итого:

18

18

36

18

18

36

Форма
аттестации/
контроля

видеоуроки в
Bandicam,
проверочные
задания/фото
отчёт

11

2-й год обучения
Очная форма обучения
Тема занятия

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Вводное занятие.
Активность в шахматах. Захват центра.
Стадии шахматной игры. Дебют.
Стадии шахматной игры. Миттельшпиль.
Стадии шахматной игры. Эндшпиль.
Комбинационная игра.
Алгоритм обдумывания хода.
Разгадывание ходов из партий.
Сеансы одновременной игры.
Тренировочные партии и турниры.
Решение задач и этюдов.
Итого:

Трудоёмкость
Теори Практ
Всего
я
ика
1
1
2
5
2
7
5
5
10
5
5
6
6
5
3
8
3
1
4
3
7
10
6
6
6
6
8
8
33
39
72

Форма
аттестации/
контроля
Устный
опрос,
решение
шахматных
задач,
турниры,
контрольное
тестировани
е

Очная форма обучения с использованием
дистанционных технологий
Трудоёмкость
Форма аттестации/
Теори Практ
контроля
Всего
я
ика
1
1
2
5
2
7
5
5
10
5
5
видеоуроки в Bandicam,
6
6
проверочные задания,
5
3
8
онлайн-турниры на сайте
3
1
4
Liechess.org/фотоотчёт,
3
7
10
беседа в чате
6
6
6
6
8
8
33
39
72

12

Содержание.
Первый год обучения
1. История возникновения шахмат. Название фигур.
Теория: Знакомство, легенда о появлении шахмат, название фигур,
краткое

обсуждение

предстоящего

года

обучения,

разъяснение

организационных вопросов. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Викторина «Истоки шахмат». Первичная диагностика.
2. Шахматная доска. Ходы.
Теория: Доска

(понятия вертикали, диагонали, поля, центра и т. д.).

Фигуры (названия, ценность, ходы, взятия, превращение пешки и др.).
Правила игры – очередность ходов, три невозможных хода, взятие на
проходе.
Практика: Решение задач, шахматные игры: «Почтальон» и «Угадай
ход», опросы и тесты на пройденные темы.
3. Цель игры, основные понятия, шах, мат, пат. Шахматная нотация.
Теория: Названия первых 8 букв латинских букв, наименование полей
обозначения фигур, запись ходов и взятия фигур,длинной и короткой
рокировки. Цель игры, мат, пат, шах, рокировка.
Практика: Запись позиции, партии.
4. Дебют
Теория: Понятие дебюта, принципы разыгрывания дебюта, детский мат,
некоторые дебюты. Отличительные особенности данного начала, базовые
идеи и самые основные варианты.
Практика: Разыгрывание типичных дебютных позиций.
5. Эндшпиль. Простейшие окончания.
Теория: Понятие эндшпиля его особенности, мат одинокому королю
двумя ладьями, ферзём и одной ладьёй.
Практика: Разыгрывание в парах эндшпильных позиций.
6. Решение шахматных задач.
7. Теория: Методы и приемы решение задач.

13

8. Практика: Решение задач на защиту от шахов, на мат в 1 и в 2 хода.
Решение задач в условиях ограниченного времени, на развитие
оперативного мышления
Итоговое занятие
Практика.

Турнир внутри группы. Анализ достигнутых результатов.

Достигнутые результаты необходимо сопоставить с поставленными целями.
Анализ годового учебного процесса. Выводы: что нужно изменить в
будущем для оптимизации учебно-тренировочного процесса.

14

Второй год обучения
1. Вводное занятие
Теория:

Инструктаж

по

технике

безопасности.

Организационные

вопросы. Знакомство с целями и задачами второго года обучения, пути их
достижения.
Практика: Первичная диагностика. Разбор и анализ летних партий,
проверка решенных задач
2. Активность в шахматах. Захват центра.
Теория: Что такое активная игра.
Практика: Объяснение на конкретных примерах понятия «активная игра»
и доказательство всей выгоды этой игры.
3. Стадии шахматной игры.Дебют
Теория: Повторение уже известных дебютных идей и вариантов, в том
числе, детского мата. Дебюты (английское начало, староиндийская защита,
защита Нимцовича), гамбиты (ферзевый гамбит и контргамбит Альбина),
дебютные ловушки.
Практика: Разыгрывание дебютов (Русская партия, Итальянская партия,
Испанская партия, Шотландская партия, Защита Уфимцева, Защита
Филидора, Защита двух коней), гамбиты.
4. Стадии шахматной игры. Миттельшпиль.
Теория:Создание

материального

и

позиционного

перевеса.

Использование тактических приемов (связка, двойной удар, линейная
атака)
Практика: Решение задач с использованием связки, двойного удара и
линейной атаки.
5. Стадии шахматной игры.Эндшпиль
Теория: Мат одинокому королю двумя слонами. Элементарные пешечные
окончания (король и пешка против короля).
Практика: Разыгрывание элементарных пешечных окончаний.
6. Комбинационная игра
15

Теория: Понятия: тактический мотив, тактический приём, комбинация.
Практика: Изучение основных тактических мотивов и приёмов. Решение
задач на тактику.
7. Алгоритм обдумывания хода
Теория: Алгоритм успешной игры на данном этапе обучения:
 Поиск возможных продолжений за себя и за соперника.
 Составление ходов-кандидатов.
 Выбор хода.
 Расчёт вариантов (если требуется).
Практика: Игра «построй дерево расчета».
8. Разгадывание ходов из партий
Теория: Ходы из партий.
Практика: Демонстрация партий, сыгранных известными шахматистами.
Анализ и предсказание следующего хода. Проведение викторины.
9. Сеансы одновременной игры
Теория: Правила проведения сеансов одновременной игры.
Практика: Сеансы одновременной игры с педагогом и обучающимися
10.Тренировочные партии и турниры
Теория: Правила поведения на турнирах. Правила ФИДЕ.
Практика:

Партии и турниры между обучающимися, допускается

участие педагога и компьютерных программ. Участие в турнирах в
объединении, общеобразовательных, шахматных школах, шахматных клубах
и т. д.
11.Решение задач и этюдов
Теория: Технология построения расчета задач.
Практика: Решение задач на мат в 2 и 3 хода. Решение задач в условиях
ограниченного времени на развитие оперативного мышления.

16

Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1.Методическое обеспечение
В основу занятий положен линейный метод обучения, который
предполагает

детальную

проработку

каждой

темы,

практическое

применение полученных знаний и их трансформацию в навыки игры.
Методы обучения:
Словесные: изложение, рассказ, беседа, объяснение.
Наглядные: демонстрация.
Практические: упражнение (решение задач, постановка мата одинокому
королю, разыгрывание дебюта и т.д.),
шахматные

игры

разгадывание

игра (шахматная игра, около

партий),

исследование

(выведение

шахматных закономерностей и законов).
В основе программы лежат следующие принципы:
1. Соответствие содержания обучения требованиям шахматного спорта, т.е.
ребёнок должен овладеть полным объемом знаний, умений и навыков,
необходимых шахматисту-спортсмену.
2. Целостности и системности. Элементы содержания обучения связаны
между собой и представляют единую систему знаний, умений, навыков,
опыта творческой деятельности и др.
3. Общедоступности. Обучение по программе «Шахматы» должно быть
доступно детям в возрасте от 4 до 7 лет.
Обучение носит практико-ориентированный характер. Воспитанники
принимают активное участие в тренировочных турнирах внутри учреждения
и официальных соревнованиях совместно с шахматным клубом «дебют»
с.Ярково.
Важное

место

в

процессе

обучения

уделяется

технологии

взаимообучения (ребенок, усвоивший материал, объясняет его остальным
незнакомым с данным вопросом детям под руководством педагога) и
коллективной работе. При объяснении нового материала большая роль
отводится технологии активного обучения. Это способствует более прочному
17

усвоению знаний и успешной социальной адаптации. Кроме того, данная
технология благотворно сказывается на развитии обучающихся и формирует
положительное отношение к теоретическим занятиям.
2.2.Рабочая программа воспитания
В разделе представлен план традиционных мероприятий, организуемых
для обучающихся и их родителей за рамками учебного плана для
организации

досуга,

формирования

ценностных

ориентиров,

профилактической работы, участия в конкурсной и соревновательной
деятельности

и

т.д.

Также

предусмотрено

участие

в

конкурсах,

соревнованиях и выставках Тюменской области. Сроки проведения
мероприятий и условия участия в них конкретизируются непосредственно в
течение учебного года Положениями об этих мероприятиях.
2.3.Техническое оснащение занятий
Для реализации программы необходимо:
 хорошо освещенный учебный кабинет;
 парты и стулья (1 парта на двоих обучающихся);
 шахматные комплекты (1 комплект на двоих обучающихся).
Технические средства:
 Компьютер с принтером, лазерным CD приводом и выходом в Интернет.
 Программное

обеспечение

для

компьютера

(MicrosoftWord,

MicrosoftPowerPoint, ChessBase 13).
Наглядные пособия:
 Презентации на тему «Шахматы».
 Портреты великих шахматистов.
 Демонстрационная шахматная доска.
 Доска учебная и мел.
 Сайты: http://www.e3e5.com/ партии гроссмейстеров и познавательные
статьи по теории шахмат; http://www.chessmoscow.ru/ информация о
турнирах и рейтингах, а также правилах FIDE; http://chessplanet.ru/
18

игровая зона плюс курсы по теории дебютов, миттельшпиля и эндшпиля
и решение задач.
2.4 Формы контроля.
Педагогический мониторинг первый год обучения
Первичная диагностика
Цель: определение уровня развития интеллектуальных способностей
ребенка и его склонности к игре шахматами.
Задачи:
 определение общего уровня развития ребенка;
 выявление природных способностей к игре шахматами.
 определение мотивации к занятиям.
Срок проведения: при поступлении в объединение.
Форма проведения:

собеседование, выполнение практического

задания.
Содержание
Теоретическая часть
Вопросы:
1. Умеешь ли ты играть в шахматы?
2. Назови шахматные фигуры?
3. Какие правила ходов фигурами ты знаешь?
4. Что ты знаешь об истории возникновения игры в шахматы?
5. Ты сам принял решение заниматься шахматными играми или тебе
посоветовали старшие члены семьи?
Практическая часть
Игры «Динозавры учат шахматам»».
Ссылки: http://www.openchess.ru/pravilaChess.php
http://elhow.ru/razvlechenija/nastolnye-igry-1/kak-hodjat-shahmatnye-figury

19

Критерии оценки
Минимальный уровень – 0 - 4 балла. Ребенок имеет довольно низкий
уровень интеллектуального развития, не проявляет интереса к занятиям. Не
знает названия шахматных фигур, откуда они произошли.
Средний уровень – 5 - 8 баллов.

Ребенок

имеет средний уровень

интеллектуального развития, не всегда четко и ясно выражает свои мысли, но
проявляет живой интерес к игре в шахматы. Знает правила ходов фигурами,
откуда они произошли, почему каждая фигура так называется.
Максимальный уровень – 9 - 10 баллов. Ребенок имеет высокий уровень
интеллектуального развития. Четко и ясно выражает свои мысли, проявляет
любознательность и заинтересованность. Знает правила ходов фигурами,
откуда они произошли, почему каждая фигура так называется, а также
владеет шахматной нотацией
Промежуточная аттестация
Цель: выявление уровня усвоения теоретических и практических знаний
обучающихся

в

соответствии

с

требованиями

образовательной

программы.
Задачи:
 определение степени усвоения теоретических знаний в соответствии с
образовательной программой;
 определение степени овладения

практическими навыками в

соответствии с образовательной программой;
 определение мотивации к занятиям.
Срок проведения: декабрь.
Форма проведения:

собеседование, выполнение практического

задания.

20

Содержание
Теоретическая часть
Вопросы:
1. Что такое дебют?
2. Назови виды дебютов?
3. Какие правила игры в дебюте ты знаешь?
4. Что ты знаешь об истории создания дебютов?
5. Какие стадии шахматной игры ты знаешь?
Практическая часть
Разыгрывание дебютных вариантов и контрольная работа
Ссылки:
http://www.chess.com/openings/
Критерии оценки
Минимальный уровень – 0 - 4 балла. Ребенок имеет довольно низкий
уровень интеллектуального развития, не запоминает правила игры в дебюте.
Не знает названия шахматных дебютов, откуда они произошли.
Средний уровень – 5 - 8 баллов.

Ребенок

имеет средний уровень

интеллектуального развития, запоминает лишь некоторые правила игры в
дебюте и не может применить их на практике. Знает историю возникновения
дебютов.
Максимальный уровень – 9 - 10 баллов. Ребенок имеет высокий уровень
интеллектуального развития. Знает все правила игры в дебюте и успешно
применяет их на практике. Знает историю возникновения дебютов.
Итоговая аттестация
Цель: выявление

уровня усвоения теоретических

и

практических

знаний обучающихся и соответствие их требованиям образовательной
программы.

21

Задачи:
 определение степени усвоения теоретических знаний и владение
специальной

терминологией

в

соответствии

с

образовательной

программой;
 определение

степени

усвоения

практическими

навыками

в

соответствии с образовательной программой;
Срок проведения: апрель - май
Форма проведения:

собеседование, выполнение практического

задания.
Содержание
Теоретическая часть
Вопросы:
1. Что такое миттельшпиль?
2. Назови,

как

правильно

атаковать

короля

противника

в

миттельшпиле?
3. Какие правила игры в миттельшпиле ты знаешь?
4. Что ты знаешь о тактических приемах?
5. Что такое план игры?
Практическая часть
Разыгрывание позиций и контрольная работа
Ссылки:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E8%F2%F2%E5%EB%FC%F8%EF%E8%E
B%FC
http://www.litmir.net/bd/?b=193780
Критерии оценки
Минимальный уровень – 0 - 4 балла. Ребенок

запомнил, что такое

миттельшпиль, но не знает правила игры в нем. Не может правильно начать
атаку на короля противника. Знает лишь названия тактических приемов и не
может применить их в партии. Не знает что такое план игры.
22

Средний уровень – 5 - 8 баллов.

Ребенок

запомнил, что такое

миттельшпиль и знает правила игры в нем. Может правильно начать атаку на
короля противника. Знает лишь названия тактических приемов и не может
применить их в партии. Не знает, что такое план игры.
Максимальный уровень – 9 - 10 баллов. Ребенок

запомнил, что такое

миттельшпиль и знает правила игры в нем. Может правильно начать атаку на
короля противника. Знает названия тактических приемов и может применить
их в партии. Знает, что такое план игры и может находить его в партии.
Педагогический мониторинг 2 год обучения
Первичная диагностика
Цель: определение уровня знаний детей в соответствии с программой
первого года обучения.
Задачи:
 определение уровня теоретических и практических знаний
обучающихся.
Срок проведения: при поступлении в объединение.
Форма проведения:

собеседование, выполнение практического

задания.
Содержание
Теоретическая часть
Вопросы:
1. Назови три принципа игры в дебюте.
2. Что такое дебютная ловушка? Какова ее роль в шахматной партии?
3. Расскажи о Королевском гамбите.
4. Расскажи о защита Стейница в испанской партии.
5. В чем состоит вариант Хэнема в защите Филидора?
Практическая часть
1. Разыгрывание Северного гамбита, Гамбита Эванса. Разбор партий,
миниатюр.
2. Защита Стейница в испанской партии. Разбор партий, миниатюр.
23

3. Вариант Хэнема в защите Филидора. Разбор партий, миниатюр.
4. Закрытие дебюта, ферзевый гамбит. Разбор партий, миниатюр.
5. Защита Алехина  один из дебютов. Разбор партий, миниатюр.
Ссылки: http://www.grinis.de/russisch/eroeffnungsreinfalle.htm
http://www.gambiter.ru/chess/item/244-modern-chess.html
Критерии оценки
Минимальный уровень - 0 - 4 балла. Усвоены правила игры в дебюте, но
нет достаточных знаний по теории дебюта. Ребенок не может запомнить
дебютные варианты и названия дебютов.
Средний уровень – 5 - 8 баллов. Знание теории шотландской, итальянской
и

испанской партий. Ребенок запомнил основные дебютные варианты и

названия основных дебютов. Побочные варианты в основных дебютах, а
также названия этих вариантов не может запомнить.
Максимальный уровень – 9 - 10 баллов. Полное усвоение всех
предложенных дебютных вариантов. Ребенок уверенно

разыгрывает все

изученные дебюты, побочные варианты и их названия. Знает тактику игры,
если соперник отклонился от теории дебюта.
Промежуточная аттестация
Цель: выявление уровня усвоения теоретических и практических знаний
обучающихся в соответствии с требованиями образовательной программы.
Задачи:
 определение степени усвоения теоретических знаний и специальной
терминологии в соответствии с образовательной программой;
 определение степени усвоения практических навыков в соответствии
с образовательной программой.
Срок проведения: конец декабря.
Форма проведения: тестирование, выполнение практического задания.

24

Содержание
Теоретическая часть
Вопросы:
1. Элементы шахматной тактики и их роль в игре.
2. Двойной удар.
3. Открытое нападение.
4. Связка.
Практическая часть
1. Двойной шах. Решение задач на тактику и мат в два хода с помощью
двойного шаха.
2. Решение задач на мат в один ход.
3. Классификация комбинационных тактических приемов. Отвлечение.
Завлечение. Перекрытие. Рентген. Мат по последней горизонтали.
Спертый мат.
4. Использование

неудачного

положения

фигуры.

Использование

ослабленного положения короля. Десперадо.
Ссылки: http://www.shashkivsem.ru/kombinacii-mezhdunarodnye-shashki1
http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2006N3/p46-48.htm
Критерии оценки
Минимальный уровень 0 - 4 балла. Не знает комбинацию и ее роли в
шахматной партии, не может решить примеры. Не умеет решать простейшую
тактику и мат в один ход. Не владеет этикой поведения во время партии.
Средний уровень 5 - 8 баллов. Знает комбинацию и ее роль в шахматной
партии, но не всегда может решить примеры. Уверенно решает простейшую
тактику и мат в один ход. Решает двухходовые тактики. Владеет этикой
поведения во время партии.

25

Максимальный уровень 9 - 10 баллов. Знает комбинацию и ее роль в
шахматной партии. Решает тактики в 3 и более хода. Владеет этикой
поведения во время партии.
Итоговая аттестация
Цель: выявление уровня усвоения теоретических и практических знаний
обучающихся и соответствие их требованиям образовательной программы.
Задачи:
 определение степени усвоения теоретических знаний и владение
специальной

терминологией

в

соответствии

с

образовательной

программой;
 определение степени усвоения практических навыков в соответствии с
образовательной программой.
Сроки проведения: конец апреля - начало мая.
Форма проведения: тестирование, выполнение практического задания.
Содержание
Теоретическая часть
Вопросы:
1. Общие принципы игры в сложных окончаниях. Активность короля.
Переход к типовым позициям как один из методов реализации
перевеса.
2. Окончания с проходными пешками. Лучшее пешечное расположение.
3. Ладейные окончания  общие принципы ведения борьбы. Ладья против
пешки. Ладья с пешкой против ладьи.
4. Пешечные ладейные окончания.
Практическая часть
1. Линейный мат. Мат королем и ферзем. Мат королем и ладьей.
2. Правила квадрата. Проведение пешки в ферзя.
3. Игра на турнире. Разбор сыгранных партий обучающихся.
26

4. Сдача зачетов по тактике и эндшпильной технике.
Ссылки: http://tagchess.ru/peshechnyeokonchanya.html
http://chessgames.ucoz.ru/ebook/Portish/L.htm
Критерии оценки
Минимальный уровень 0 - 4 балла. Ребенок усвоил менее ½ объема
теоретических знаний и практических умений и навыков, предусмотренных
программой. Знает один вид эндшпиля без теоретических позиций
Средний уровень 5 - 8 баллов.

Ребенок

усвоил не менее ½ объема

теоретических знаний и практических умений и навыков, предусмотренных
программой. Знает два вида эндшпилей без теоретических позиций
Максимальный уровень 9 - 10 баллов. Ребенок

усвоил весь объем

теоретических знаний и практических умений и навыков, предусмотренных
программой. Знаетдва вида эндшпилей с теоретическими позициями.

Содержание
Теоретическая часть
1. Партии гроссмейстеров

ведущих шахматистов современности с

последних турниров.
2. Литературные произведения о шахматах: "Жемчужины шахматного
творчества" Б.Турова, "Неисчерпаемые шахматы" и "Шахматный
калейдоскоп" А. Карпова и Е. Гика, серия "Выдающиеся шахматисты
мира".
3. Учебные пособия: Э. Ласкер "Учебник шахматной игры", Р. Рети
"Современный учебник шахматной игры", А. Нимцович "Моя
система".
Практическая часть
1. Самостоятельный анализ партий. Разбор сложных шахматных этюдов.
2. Разыгрывание позиций из партий гроссмейстеров.
3. Решение задач, составленных гроссмейстерами.
27

Ссылки: http://chessok.net/article/516-shahmatnye-strategii-strategiya-igryv-shahmaty.html
http://www.gambiter.ru/chess/item/39-shahmaty-sovety.html
Критерии оценки
Минимальный уровень 0 - 4 балла. Ребенок не работает с литературой на
занятии. Не может самостоятельно провести анализ партии, разбор задач,
составленных гроссмейстерами.
Средний уровень 5 - 8 баллов. Ребенок слабо работает с литературой, как на
занятии, так и дома. Умеет самостоятельно анализировать свои шахматные
партии. Решает задачи, составленные гроссмейстерами.
Максимальный уровень 9 - 10 баллов. Ребенок хорошо работает с
литературой как на занятии, так и дома. Самостоятельно анализирует свои
шахматные партии и партии, сыгранные гроссмейстерами. Уверенно решает
задачи, составленные гроссмейстерами, производит

разбор сложных

шахматных этюдов
2.5. Информационное обеспечение программы
1. Авербах. Ю. «Школа эндшпиля».
2. Голенищев. Программа подготовки юных шахматистов IV-III разрядов.
– М.: Московская правда, 1969.
3. Горенштейн

Р.Я.

«Книга

юного

шахматиста».

–

М.:

АОЗТ

«Фердинанд», 1993.
4. Давлетов Дж., Всеволод Костров. Эта книга научит играть в шахматы
детей и родителей. – Литера, 2002.
5. Калиниченко Н. «Полный курс шахматных дебютов».
6. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. – Поматур,
2000.
7. Чехов

В.,

Архипов

С.,

Комляков

В.

Программа

подготовки

шахматистов IV-II разрядов. – М.: Можайский полиграфкомбинат,
2007.
28

Список литературы для детей
1-ый год обучения
1. Барский «Карвин в шахматном лесу» 1 и 2 части.
2. Касаткина «Шахматная тетрадь».
3. Авербах «Путешествие в шахматное королевство».
4. Костенюк «Дошкольный шахматный учебник».
2-ой год обучения
1. Пожарский «Учебник шахматной игры»
2. Барский «Пособие для детей второго года обучения»
3. Блох « 600 шахматных комбинаций
4. Пожарский «Учебник шахматной игры на практике»
Инструкция по технике безопасности для обучающихся
Общие правила поведения для обучающихся Молодежного центра
устанавливают нормы поведения в здании и на территории учреждения.
Обучающиеся должны бережно относиться к достоинство других
обучающихся и работников выполнять правила внутреннего распорядка:
имуществу, уважать честь и Молодежного центра и
- соблюдать расписание занятий, не опаздывать и не пропускать занятия
без уважительной причины. В случае пропуска предупредить педагога;
- приходить в опрятной одежде, предназначенной для занятий, иметь
сменную обувь;
- соблюдать чистоту в Молодежном центре;
- экономно расходовать электроэнергию и воду в учреждении;
- соблюдать порядок и чистоту в раздевалке, туалете и других
помещениях;
- принимать участие в коллективных творческих делах;
- уделять должное внимание своему здоровью и здоровью окружающих.
Всем

обучающимся,

находящимся

в

Молодежном

центре

,

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- использовать в речи нецензурную брань;
29

- наносить моральный и физический вред другим обучающимся;
- бегать вблизи оконных проемов и др. местах, не предназначенных для
игр;
- играть в азартные игры (карты, лото и т.д.);
- приходить в нетрезвом состоянии, а также в состоянии наркотического
или токсического опьянения.
- приносить огнестрельное оружие, колющие, режущие и легко бьющиеся
предметы, отравляющие, токсичные, ядовитые вещества и жидкости,
бытовые газовые баллоны;
-

пользоваться

открытым

огнём,

пиротехническими

устройствами

(фейерверками, бенгальским огнём, петардами и т.п.);
- наносить любые надписи в зале, фойе, туалетах и других помещениях;
- выносить имущество, оборудование и другие материальные ценности из
помещений;
- находиться в здании в выходные и праздничные дни (в случае отсутствия
плановых мероприятий, занятий).
Требования безопасности перед началом и во время занятий
-Находиться в помещении только в присутствии педагога;
- соблюдать порядок и дисциплину во время занятий;
- не включать самостоятельно приборы и иные технические средства
обучения; - поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте;
- при работе с острыми, режущими инструментами надо соблюдать
инструкции по технике безопасности;
- размещать приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте
таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание;
- при обнаружении каких-либо неисправностей в состоянии используемой
техники, прекратить работу и поставить в известность педагога;
Правила поведения во время перерыва между занятиями.
Обучающиеся обязаны использовать время перерыва для отдыха.

30

·Во время перерывов (перемен) обучающимся запрещается шуметь,
мешать отдыхать другим, бегать по лестницам, вблизи оконных проёмов и
в других местах, не приспособленных для игр; - толкать друг друга,
бросаться предметами и применять физическую силу для решения
любого рода проблем; - употреблять непристойные выражения и жесты в
адрес любых лиц, запугивать, заниматься вымогательством. - производить
любые действия, влекущие опасные последствия для окружающих
На территории образовательного учреждения
Запрещается курить и распивать спиртные напитки на территории.
Запрещается пользоваться осветительными и нагревательными приборами
с открытым пламенем и спиралью.
Правила поведения для обучающихся во время массовых мероприятий.
Во время проведения соревнований, конкурсов, экскурсий, походов и т.д.
обучающийся должен находиться со своим педагогом и группой.
Обучающиеся должны строго выполнять все указания педагога при
участии в массовых мероприятиях, избегать любых действий, которые
могут быть опасны для собственной жизни и для жизни окружающихся.
Одежда и обувь должна соответствовать предполагаемому мероприятию
(соревнованию, конкурсу, экскурсии, походам).
При возникновении чрезвычайной ситуации немедленно покинуть здание
через ближайший выход.
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет
по указанию педагога в организованном порядке, без паники.
В случае травматизма обратиться к педагогу за помощью.
При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщить педагогу
или другому работнику учреждения.
Правила поведения детей и подростков в случае возникновения пожара
При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари,
задымление) немедленно
31

сообщить педагогу.
· При опасности пожара находиться возле педагога. Строго выполнять его
распоряжения.
Не поддаваться панике. Действовать согласно указаниям работников
учебного заведения.
По команде педагога эвакуироваться из здания в соответствии с
определенным порядком.
При этом не бежать, не мешать своим товарищам.
При выходе из здания находиться в месте, указанном педагогом.
Старшеклассники должны знать план и способы эвакуации (выхода из
здания) на случай возникновения пожара, места расположения первичных
средств пожаротушения и правила пользования ими.
Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой.
Внимание! Без разрешения администрации и педагогических работников
учреждения воспитанникам не разрешается участвовать в пожаротушении
здания и эвакуации его имущества.
Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.)
обучающиеся

обязаны

немедленно

сообщить

работникам

образовательного учреждения.
Правила поведения детей и подростков по электробезопасности.
Неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть:
шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети.
Отключение прибора производится в обратной последовательности. Не
вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.
Перед включением проверьте исправность розетки сети, вилку и сетевой
шнур на отсутствие нарушения изоляции.
Прежде чем включить аппарат внимательно ознакомьтесь с руководством
по эксплуатации, и помните о мерах предосторожности:
- Не загораживайте вентиляционные отверстия, они необходимы для
предотвращения
32

перегрева;
- Во избежание несчастных случаев не включайте аппарат при снятом
корпусе.
- При прекращении подачи тока во время работы с электрооборудованием
или в перерыве работы, отсоедините его от электросети.
- Запрещается разбирать и производить самостоятельно ремонт самого
оборудования, проводов, розеток и выключателей.
- Не подходите к оголенному проводу и не дотрагивайтесь до него (может
ударить током.) Правила для детей и подростков по дорожнотранспортной безопасности.
Правила безопасности для обучающихся по пути движения во Центр и
обратно. Когда идете по улицам, будьте осторожны, не торопитесь. Идите
только по тротуару или обочине подальше от края дороги. Не выходите на
проезжую часть улицы или дороги.
Переходите дорогу только в установленных местах, на регулируемых
перекрестках на зеленый свет светофора. На нерегулируемых светофором
установленных

и

обозначенных

разметкой

местах

соблюдайте

максимальную осторожность и внимательность. Даже при переходе на
зеленый свет светофора, следите за дорогой и будьте бдительны - может
ехать нарушитель ПДД.
Не выбегайте на проезжую часть из-за стоящего транспорта. Неожиданное
появление человека перед быстро движущимся автомобилем не позволяет
водителю избежать наезда на пешехода или может привести к иной аварии
с тяжкими последствиями. Переходите улицу только по пешеходным
переходам. При переходе дороги сначала посмотрите налево, а после
перехода половины ширины дороги направо.
Когда переходите улицу, следите за сигналом светофора: красный СТОП все должны остановиться; желтый - ВНИМАНИЕ - ждите следующего
сигнала; зеленый - ИДИТЕ - можно
переходить улицу.
33

Если не успели закончить переход и загорелся красный свет светофора,
остановитесь на островке безопасности.
Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом - помните, что
автомобиль мгновенно остановить невозможно, и вы рискуете попасть под
колеса.
Действия при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство:
Признаки, которые могут указать на наличие взрывного устройства:
1. наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;
2. подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
3. от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный
Причины, служащие поводом для опасения:
1. нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета.
Действия:
1. не трогать, не поднимать, не передвигать обнаруженный предмет!
2. не пытаться самостоятельно разминировать взрывные устройства или
переносить их в другое место!
3. воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе
мобильных телефонов вблизи данного предмета;
4. немедленно сообщить об обнаруженном подозрительном предмете
администрации учреждения;
5. зафиксировать время и место обнаружения подозрительного предмета;
6. по возможности обеспечить охрану подозрительного предмета,
обеспечив безопасность, находясь, по возможности, за предметами,
обеспечивающими защиту (угол здания или коридора).
Действия администрации при получении сообщения об обнаруженном
предмете похожего на взрывное устройство:
убедиться, что данный обнаруженный предмет по признакам указывает на
взрывное устройство;
по возможности обеспечить охрану подозрительного предмета, обеспечив
безопасность.
34

Приложение
Календарный план воспитательной работы

Сроки
проведения

Мероприятия, организуемые для обучающихся и их
родителей

Мероприятие «День народного единства»

Сентябрь-Ноябрь

Беседы с обучающимися и их родителями «О правилах
безопасности при проведении массовыхмероприятий»

Беседы по правилам поведения в зимний период, профилактике
травматизма, преступлений против несовершеннолетних и
дорожно-транспортныхпроисшествий
Декабрь
Январь
Февраль

Март

Апрель-май

Участие во Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб»
Мероприятие, беседы по профилактике правонарушений
несовершеннолетних, юридических последствия хулиганства

Родительские собрания по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма

Мероприятие, беседы по информационной
безопасности
Областная патриотическаяакция
«Георгиевская ленточка».

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».