Содержание Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» ................................. 3 1.1. Пояснительная записка ..................................................................................... 3 1.2 Цели и задачи программы ............................................................................... 6 1.3. Факторы риска .................................................................................................. 7 1.4. Планируемые результаты. ................................................................................ 9 1.5. Учебный план. ................................................................................................. 12 Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий» .................... 25 2.1. Календарный учебный график ....................................................................... 25 2.2. Содержание. Оценочные материалы. ............................................................ 28 2.3. Методическое обеспечение Программы. ....................................................... 29 2.4. Рабочая программа воспитания...................................................................... 46 2.5. Материально – техническое обеспечение программы .................................. 47 2.6. Информационное обеспечение программы ................................................... 48 Приложения Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1.Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юнармеец» составлена на основе: - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. От 29.12.2022); - Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р; - Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р; - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28; - Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; - Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», - Распоряжения Правительства Тюменской области от 01.07.2022 года №565рп «О разработке и реализации региональной модели приема (зачисления) детей на обучение по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»; - Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» и направленные Письмом от 18 ноября 2015г. № 093242; - Иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тюменской области, Ярковского муниципального района, МАУ «Молодежный центр Ярковского муниципального района», регулирующими вопросы приема на обучение. Воспитание патриотизма, любви к Родине это одна из важнейших задач современного общества. Каждый гражданин должен уметь и быть готовым защитить свою Родину. Для этого необходима подготовка подростков к армейской службе в ВС России, ознакомление с основами обороны Российского государства, воспитание школьников в духе гордости за свою страну. Познание основ военной службы рассматривается как комплексное средство воспитания учащихся, их всестороннего развития, укрепления здоровья, развития познавательной активности, овладения основ безопасности жизнедеятельности в кризисных ситуациях. Новизна программы: Данная программа позволяет придать патриотическому воспитанию школьников системный и целенаправленный характер. Актуальность программы: Сложившаяся сегодня международная обстановка ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе. Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов. Особенно остро эта проблема видна при анализе гражданско – патриотических убеждений и ценностей молодого поколения. Исследования поведения детей показывают, что размытость патриотических ценностей ведет к тенденции нарастания потенциала экстремизма, антиобщественных проявлений, росту преступности, насилия и жестокости. Программа имеет военно – патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно значимых ориентаций, готовности к военной службе. Содержание данной программы воспитывает у подростков уважение и любовь к Родине, ее героическому прошлому, к традициям Вооруженных Сил, способствует формированию знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки будущих защитников Отечества, сохранению и укреплению здоровья, развитию социальной активности обучающихся, решению проблемы расширения образовательного пространства. Все это делает программу значимой и актуальной. Педагогическая целесообразность: Программа направлена на повышение интереса обучающихся к военнопатриотической деятельности и предназначена обеспечить: - участие молодежи в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания; - изучение истории и культуры Отечества и родного края; - передачу и развитие лучших традиций российского воинства; - приобретение военно-прикладных умений и навыков; - воспитание ответственности за порученное дело, дисциплинированности, исполнительности, готовности к действиям в экстремальных ситуациях. Программа «Юнармеец» предусматривает получение обучающимися знаний по вопросам воинской обязанности граждан и ответственности за их нарушение, овладение элементами военной и медико – санитарной подготовки, получение физической закалки, овладение основами туристской подготовки, приобретение навыков по гражданской обороне. 1.2. Цель и задачи программы: Цель программы: воспитание чувства патриотизма, формирование у подростков верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите. Задачи: - участие в реализации государственной политики в области военнопатриотического и гражданского воспитания детей и подростков; - формирование социально-значимых качеств, умений и навыков, связанных со службой в вооруженных силах; - формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни, укреплению здоровья и повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды; - создание в коллективе атмосферы дружбы и взаимовыручки при проведении туристских походов, соревнований, смотров, конкурсов; - воспитание психической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремленности, самообладания, дисциплинированности и коллективизма. Условия реализации программы: Программа «Юнармеец» ориентирована на обучающихся 8-17 лет с привлечением допризывной молодежи и рассчитана на 3 года обучения. Условия набора детей – принимаются все желающие, на добровольной основе, без предварительной подготовки, по письменному заявлению одного из родителей (законного представителя) лица, не достигшие 16-летнего возраста, или по письменному заявлению лица, достигшего 16-летнего возраста при наличии справки от врача о состоянии здоровья лица, поступающего на обучение, с заключением о возможности заниматься физкультурой и спортом. Условия формирования групп: разновозрастные, 8-10 лет., 11-13 лет., 14-17 лет. Состав учебных групп – постоянный. Статус образовательных групп – профильный. Количество обучающихся в группах – не менее 15 человек. Режим занятий: 1 год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов в год) 2 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов в год). 3 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часу (216 часов в год). Для обеспечения непрерывности реализации программы применяется дистанционные образовательные технологии. Обучение осуществляется на основе цифровых образовательных ресурсов Материалы для изучения и вспомогательные материалы размещаются в формате онлайн. 1.3. Факторы риска Реализация программы в точном соответствии не всегда возможно. Причинами могут быть: 1. внеплановые мероприятия, проводимые МАУ «Молодёжный центр»; 2. учебные семинары; 3. эпидемия гриппа; 4. актированные дни. Для восполнения отставаний по программе могут проводиться дополнительные занятия, в том числе и индивидуальные. Составитель программы может корректировать программу без ущерба для образовательного процесса по программе, в том числе переставлять темы в соответствии с тематическим планированием, привлекать старших детей для помощи младшим в усвоении материала. Реализация программы осуществляется по следующим направлениям: - структура Вооруженных сил Российской Федерации. Уставы Вооруженных сил РФ; - огневая подготовка; - туристская подготовка; - физическая подготовка; - строевая подготовка; - тактическая подготовка; - медико – санитарная подготовка. Обучение по программе будет осуществляться как через традиционные, так и не традиционные формы кружковых, секционных занятий: лекции, беседы, походы, музей, поисковые экспедиции, полевые занятия, интеллектуальные игры, исследовательские работы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и войн современности, социально-значимые акции, викторины. Формы организации деятельности: - групповые; - индивидуально-групповые; - индивидуальные. Формы проведения занятий: - сочетание обзорных бесед и установочных лекций; - занятия - презентации, занятия вопросов и ответов; - занятия по физической подготовке: кроссы, О.Ф.П., по атлетической гимнастике, мини-футболу, волейболу, гиревому спорту, полиатлону; дисциплинам ГТО; - занятия - тренировки: строевая подготовка, огневая подготовка, тактическая подготовка - полевые сборы, практическая подготовка. Программа базируется на следующих принципах: - принцип гуманитаризации (формирование нравственности и духовности на основе общекультурных и национальных патриотических традиций); -принцип гуманизации (обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей, личностного и индивидуального подхода); -принцип демократизации (реализация педагогики сотрудничества, самоорганизации и самоопределение в выборе вариантов обучения); -принцип развивающего военно-патриотического воспитания (целеполагание, планирование, реализация, рефлексия, постановка новых целей); -принцип осознания (осознание своего места и психического состояния, возникающего из особенностей профессиональной и военной подготовки); -принцип соблюдения армейской субординации; -принцип экологического подхода к воспитанию ( целостное видение мира, видение себя и своей человеческой функции во взаимоотношении с обществом, государством, армией); - принцип добровольности (добровольное зачисление в объединение); - принцип взаимоуважения. 1.4. Планируемые результаты - по итогам выступления на соревнованиях различного уровня; - по качеству подготовленных выступлений, докладов, сообщений; - по количеству и качеству участия в походах; - по итогам анкетирования, тестирования, решения ситуативных задач (в том числе и практических); - по степени овладения учебным материалом; - по итоговой сдаче нормативов, О.Ф.П., полиатлону, ГТО. Ожидаемые результаты - знание истории России, истории и структуры Вооруженных Сил РФ; - понимание значений: патриотизм, любовь к Родине, защита Отечества; - формирование устойчивого интереса к изучению военного дела; -умение самостоятельно оценивать конкретные ситуации и принимать соответствующие решения, отделять главное от второстепенного; -знание Конституции РФ; -знание общевоинских уставов BC РФ; -знание военной техники и вооружения Российской Армии; -знание материальной части АК-74, его разборку и сборку, разряжение и снаряжение магазина к АК-74, - развитие потребности в непрерывном самообразовании и физическом совершенствовании организма; - осознанное самоопределение в выборе профессии; - приобретение практических навыков выживания в природной среде; - формирование устойчивого интереса к изучению военного дела; -формирование толерантности, гражданского и национального самосознания. культуры общения, как гарантии Структура штаба (отряда) Командир Зам. командира отряда Командиры подразделений ( отделений) Начальник штаба Члены штаба по: теоретической, физической и огневой подготовке Учебный план 1 года обучения в соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» (ред. от 29.12.2022) Очная форма обучения № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Наименование разделов и тем Организационное занятие Структура Вооруженных сил Российской Федерации. Уставы Вооруженных сил РФ. Огневая подготовка Туристская подготовка Физическая подготовка Строевая подготовка Тактическая подготовка Медико – санитарная подготовка ИТОГО Трудоёмкость Тео Прак Всего рия тика 1 1 16 16 Формы аттестации/контроля - 20 30 100 20 14 10 10 4 4 6 10 20 96 16 8 16 8 8 216 58 158 Проверочные задания, участие в соревнованиях, сдача нормативов Очная форма обучения с использованием дистанционных технологий Трудоёмкость Формы Тео Прак аттестации/контроля Всего рия тика 1 1 16 16 - 20 30 100 20 14 10 10 4 4 6 10 20 96 16 8 16 8 8 216 58 158 Беседа в чате/фотоотчёт, видеоотчет СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1.Организационное занятие (1 час). Знакомство с обучающимися, записавшимися в объединение. Беседа о значении военно-патриотического воспитания. Требования к правилам и дисциплине ВПО. Техника безопасности. Правила пользования инвентарем. Правила организации рабочего места. Форма одежды. Расписание занятий. 2. Структура Вооруженных сил Российской Федерации. Уставы Вооруженных сил РФ (16 часов). История вооруженных сил РФ. Структура вооруженных сил РФ. Устав Вооруженных сил РФ. История создания Уставов ВС РФ. Воинская присяга и порядок ее проведения. Права и обязанности военнослужащих и характер взаимоотношения между ними. 3. Огневая подготовка (20 часов). Устройство АК – 74, меры безопасности. Условия выполнения НУ. Практическое выполнение упражнения из АК – 74. стрельба без пуль. Тренировка удержания винтовки, прицеливание. Соблюдение режима дыхания. Стрельба по квадрату 10х10. Стрельба по мишени с расстояния 10м. Стрельба из винтовки из положения стоя с упором. 4. Туристская подготовка (30 часов). Укомплектование вещевого мешка. Разведение костра. Подбор продуктов для похода. Приготовление пищи. Установка палатки. Карта. Топографические знаки и способу размещения их на карте. Компас «АНДРИАНОВА». Специальное туристское снаряжение. Правила использования туристского снаряжения. Организация туристического похода. Питание в туристическом походе. 5. Физическая подготовка (100часа). Значение физической подготовки. Меры безопасности. 1 комплекс утренней гигиенической гимнастики или вольных упражнений. Подготовительная, основная, заключительная часть комплекса упражнений. Общеразвивающие упражнения, Кроссовая подготовка, Лыжная подготовка, Атлетическая гимнастика, Гиревой спорт, упражнения на перекладине, метание гранаты, бег на короткие дистанции(спринт), спортивные игры: волейбол, минифутбол. 6. Строевая подготовка (20 часа). Основы строевой подготовки. Строй и его элементы. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы снять», «Головные уборы надеть». Строевая стойка Повороты на месте. Перестроение в 2 шеренги. Перестроение в 1 шеренгу. Перестроение в колонну по 1, по 2, по 3. Строевой шаг по элементам на 4 счета. 7. Тактическая подготовка (14 часов). Российские вооруженные силы на современном этапе. Назначение, состав, виды Вооруженных сил. Сухопутные войска, их состав и предназначение. Сущность и виды ведения боя, его краткая характеристика. 8. Медико – санитарная подготовка (16часов). Понятие первой доврачебной помощи. Виды ран. Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях, заболеваниях. Подручные средства для перевязок. Виды шин. Прогнозируемый результат первого года обучения Знания: - знать историю создания ВС РФ; - знать основы начальной военной подготовки; - знать положение о статусе военнослужащего; -знать КОНСТИТУЦИЮ Российской Федерации; -знать общие положения Общевоинских уставов ВС РФ; -знать материальную часть АК-74, его разборку и сборку, разряжение и снаряжение магазина; - знать обязанности каждого гражданина по защите своей Родины. Умения: -уметь правильно использовать материальную базу ВПО. вовремя занятии; - уметь правильно использовать общевоинские уставы в повседневной жизни; - уметь правильно выполнять I комплекс УГГ или вольных упражнений; - уметь правильно готовить пищу, укомплектовывать вещевой мешок, установить палатку, развести костер, подобрать продукты; - уметь правильно выполнять строевые приемы на месте; - уметь правильно и без ошибок надевать противогаз, ОЗК. Навыки: - иметь навыки использования положение уставов во время занятий в ВПО; - иметь навыки обращения с оружием АК-74; - иметь навыки установки палатки и приготовления пищи; - иметь навыки в использовании своей физической подготовленности в бою. Учебный план 2 года обучения в соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» (ред. от 29.12.2022) Очная форма обучения № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Наименование разделов и тем Организационное занятие Структура Вооруженных сил Российской Федерации. Уставы Вооруженных сил РФ. Огневая подготовка Туристская подготовка Физическая подготовка Строевая подготовка Тактическая подготовка Медико – санитарная подготовка ИТОГО Трудоёмкость Прак Всего Теория тика 1 1 16 16 Формы аттестации/контроля - 20 30 100 20 14 10 10 4 4 6 10 20 96 16 8 16 8 8 216 58 158 Проверочные задания, участие в соревнованиях, сдача нормативов Очная форма обучения с использованием дистанционных технологий Трудоёмкость Формы Прак аттестации/контроля Всего Теория тика 1 1 16 16 - 20 30 100 20 14 10 10 4 4 6 10 20 96 16 8 16 8 8 216 58 158 Беседа в чате/фотоотчёт, видеоотчет СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1.Организационное занятие (1 час). Техника безопасности во время занятий. Знакомство с планом проведения занятий на учебный год. 2. Структура Вооруженных сил Российской Федерации. Уставы Вооруженных сил РФ (16 часов). Дисциплинарный Устав, порядок поощрений и взысканий прав командиров по отношению к подчиненным. Воинская дисциплина. Основы воинской дисциплины. Права и обязанности воина. Караульная служба. Назначение и задачи караульной службы. Обязанности часового. 3.Огневая подготовка (20 часов). Стрельба по мишени на расстоянии 10м. стрельба по мишени сидя за столом. Стрельба по мишени лежа. Стрельба по мишени с колена. Стрельба по мишени стоя. Порядок чистки и смазки автомата. Хранение автомата. 4.Туристкая подготовка (30 часов). Ориентирование на местности без карты. Магнитный азимут, его определение. Определение азимута на местности. Абрисная съемка местности. Определение координат на местности. 5.Физическая подготовка (100 часов). Упражнения на гимнастических снарядах (перекладине, брусьях). Опорные прыжки. Акробатические упражнения- кувырок вперед, назад, длинный кувырок вперед, кувырок боком, кувырок назад с переходом в стойку «мост», переворот боком, стойка на лопатках, стойка на голове. Общеразвивающие упражнения, атлетическая гимнастика, гиревой спорт, многофункциональное многоборье, все виды входящие в спортивную дисциплину ПОЛИАТЛОН (кроссовая подготовка, бег на короткие дистанции (спринт), лыжная подготовка, метание гранаты, плавание ( в летний период), сгибание и разгибание рук в упоре лежа, спортивные игры ( волейбол, мини-футбол). 6. Строевая подготовка (20 час). Строевой шаг. Построение в колонну по 1, по 2, по 3-, повороты в движении, строевой шаг с песней, походный шаг, прохождение торжественным маршем. Перестроения. 7. Тактическая подготовка (14часов). Отделении в разведке. Способы ведения разведки. Организация наблюдения. Мины, виды мин. Характеристика современных средств поражения. Ядерное оружие, его предназначение и последствия. Правила поведения на местности с радиоактивным загрязнением. Защита от биологического оружия. Боеприпасы. Индивидуальные и коллективные средства защиты. 8. Медико – санитарная подготовка (16 часов). Повреждение внутренних органов, первая помощь при повреждении внутренних органов. Первая помощь при кровотечениях. Способы временной остановки кровотечения. Первая помощь при обморожениях. Тепловой и солнечный удар. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Поражение электрической молнией, электротоком. Первая доврачебная помощь при ударах молнией. Шаровые молнии. Инфекционных заболеваниях. Причины возникновения, пути передачи. Прогнозируемый результат второго года обучения Знания: - знать дисциплинарный устав, права командиров и подчиненных, порядок поощрений взысканий, знать, что такое воинская дисциплина; - знать меры безопасности при стрельбе, условия выполнения начального упражнение - знать географические знаки, стороны света, устройство, компаса "АНДРИАНОВА"; - - знать правила использования туристского снаряжения; - знать меры безопасности при выполнении физических упражнений на перекладине, брусьях, при прыжках в длину, через козла, коня, при выполнении гимнастических упражнений, спортивных играх, при занятиях атлетической гимнастикой, гиревым спортом; - знать порядок прохождения колоне по одному и с колоны строевым шагом, порядок по два в колону по перестроения три а также в в обратной последовательности; - знать какие индивидуальные средства можно изготовить: из подручных средств, простейшие укрытия; - знать правильность выполнения норматива № 1 надевание противогаза. Умения: - уметь правильно использовать свое учебное время; - умет в повседневной жизни использовать положения дисциплинарного устава; - уметь правильно использовать, автомат Калашникова М-74 при заполнении начального упражнения по стрельбе; -уметь прокладывать маршрут, правильно использовать компас «АНДРИАНОВА», канат, веревку, подручные средства; -уметь соблюдать меры безопасности, правильно выполнять упражнения на гимнастических снарядах; - уметь правильно проходить строевым шагом, торжественным маршем, выполнять строевые приемы на месте и в движении, с песней и походным шагом; - уметь правильно выполнять норматив №1 надевание противогаза, использовать средства индивидуальной защиты; - уметь оказывать первую помощь при тепловом ударе; - уметь оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях Навыки: -иметь навыки использования с полной отдачей учебного времени; -иметь навыки использования общих положений дисциплинарного устава, по отношению командирам и начальникам; - иметь навыки в использовании автомата Калашникова АК-74; - иметь навыки при выполнении различных упражнений на снарядах и вольных упражнений; - иметь навыки в использовании сторон света, маршрута, школьного ящика и различных видов компасов; -иметь перестроений. навыки при выполнении строевых приемов и различных Учебныйплан 3 года обучения в соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» (ред. от 29.12.2022) Очная форма обучения № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Наименование разделов и тем Организационное занятие Структура Вооруженных сил Российской Федерации. Уставы Вооруженных сил РФ. Огневая подготовка Туристская подготовка Физическая подготовка Строевая подготовка Тактическая подготовка Медико – санитарная подготовка ИТОГО Трудоёмкость Прак Всего Теория тика 1 1 16 16 Формы аттестации/контроля - 20 30 100 20 14 10 10 4 4 6 10 20 96 16 8 16 8 8 216 58 158 Проверочные задания, участие в соревнованиях, сдача нормативов Очная форма обучения с использованием дистанционных технологий Трудоёмкость Формы Прак аттестации/контроля Всего Теория тика 1 1 16 16 - 20 30 100 20 14 10 10 4 4 6 10 20 96 16 8 16 8 8 216 58 158 Беседа в чате/фотоотчёт, видеоотчет СОДЕРЖАНИЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1.Организационное занятие (1 час). Техника безопасности во время занятий. Знакомство с планом проведения занятий на учебный год. 2. Структура Вооруженных сил Российской Федерации. Уставы Вооруженных сил РФ (16 часов). Дисциплинарный Устав, порядок поощрений и взысканий прав командиров по отношению к подчиненным. Воинская дисциплина. Основы воинской дисциплины. Права и обязанности воина. Караульная служба. Назначение и задачи караульной службы. Обязанности часового. 3.Огневая подготовка (20часа). Стрельба по мишени на расстоянии 10м. стрельба по мишени сидя за столом. Стрельба по мишени лежа. Стрельба по мишени с колена. Стрельба по мишени стоя. Порядок чистки и смазки автомата. Хранение автомата. 4.Туристкая подготовка (30 часа). Ориентирование на местности без карты. Магнитный азимут, его определение. Определение азимута на местности. Абрисная съемка местности. Определение координат на местности. 5.Физическая подготовка (100 часов). Упражнения на гимнастических снарядах (перекладине, брусьях). Опорные прыжки. Акробатические упражнения- кувырок вперед, назад, длинный кувырок вперед, кувырок боком, кувырок назад с переходом в стойку «мост», переворот боком, стойка на лопатках, стойка на голове. Общеразвивающие упражнения, атлетическая гимнастика, гиревой спорт, многофункциональное многоборье, все виды входящие в спортивную дисциплину ПОЛИАТЛОН (кроссовая подготовка, лыжная подготовка, метание гранаты, бег на короткие дистанции(спринт), плавание (в летний период),сгибание и разгибание рук в упоре лежа, спортивные игры ( волейбол, мини-футбол). 6. Строевая подготовка (20 часа). Строевой шаг. Построение в колонну по 1, по 2, по 3-, повороты в движении, строевой шаг с песней, походный шаг, прохождение торжественным маршем. Перестроения. 7. Тактическая подготовка (14 часа). Отделении в разведке. Способы ведения разведки. Организация наблюдения. Мины, виды мин. Характеристика современных средств поражения. Ядерное оружие, его предназначение и последствия. Правила поведения на местности с радиоактивным загрязнением. Защита от биологического оружия. Боеприпасы. Индивидуальные и коллективные средства защиты. 8. Медико – санитарная подготовка (16 часов). Повреждение внутренних органов, первая помощь при повреждении внутренних органов. Первая помощь при кровотечениях. Способы временной остановки кровотечения. Первая помощь при обморожениях. Тепловой и солнечный удар. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Поражение электрической молнией, электротоком. Первая доврачебная помощь при ударах молнией. Шаровые молнии. Инфекционных заболеваниях. Причины возникновения, пути передачи. Прогнозируемый результат третьего года обучения Знания: - знать технику безопасности и соблюдать ее на всех учебных занятиях и в быту; - знать общие положения устава внутренней службы, строевого устава; - знать топографические правила знаки, определения азимута правильность определения определенного предмета подручными способами; по транспортиру, дальности до - знать различные способы и приемы при выполнении бега на различные дистанции и все комплексы УГГ или вольных упражнений; - знать правила выполнения строевых приемов на месте и в движении; - знать устройство и порядок применения в боевых условиях ОЗК, Л-1, противогазов, респираторов, приборов химической разведки. Умения: - уметь правильно использовать уставные положения при несении различных видов службы; -уметь правильно определять наиболее важную цель при проведение учебных стрельб; -уметь правильно определять по транспортиру азимут, определять по топографическим картам рельеф местности, уметь определять расстояние до объектов различных предметов подручными средствами; -уметь правильно преодолевать препятствия на лыжах, правильно выполнять УГГ и комплексы вольных упражнений, правильно использовать приемы самообороны в повседневной жизни; -уметь правильно осуществлять повороты на месте и в движении, проходить строевым шагом, торжественным маршем, с песней и приемам соружием; - уметь использовать приборы химической и радиационной разведки, а также ОЗЛ, Л- 1, противогаза, респиратора. Навыки: - иметь навыки в использовании уставных знаний, при выполнении служебных обязанностей; - иметь навыки в обращении со стрелковым оружием; - иметь навыки в определении азимута в любое время суток, в определении дальности различных предметов, чтении топографических знаков; иметь навыки в выполнении различных комплексов и утренней - гигиенической гимнастики в использовании спортивных снарядов при выполнении упражнений; - иметь навыки при выполнении строевых приемов без оружия и с оружием, в исполнении строевой песни; -иметь навыки использования приборами радиационной и химической разведки, в выполнении нормативов надевания противогаз, респиратора ОЗК, Л-1 и другие. Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график № занятия 1. 1-3 4-6 6-9 10 10 11 12 13 13-14 15-16 16 17 18-19 19-20 21 Разделы и темы занятий Теория Практика Организационное занятие. Инструктаж по технике безопасности (1 час). Структура Вооружённых Сил Российской Федерации. Уставы ВС РФ(16 часов). Вооружённые Силы России на современном этапе. Виды и рода Вооружённых Сил Российской Федерации. Уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. Туристская подготовка (30 часов). Вводное занятие. Инструктаж по ТБ при проведении занятий по туристской подготовке. Понятие об ориентировании. Определение сторон горизонта по компасу, небесным светилам и местным предметам. Азимут и его определение. Определение сторон горизонта и направлений (азимутов) на местные предметы. Ориентирование на местности без карты. Движение по азимутам. Определение сторон горизонта по солнцу. Определение направления на стороны горизонта по солнцу и часам. Определение сторон горизонта по признакам местных предметов. Тренировка в определении азимутов на заданные местные предметы (ориентиры). Основные способы определения расстояний при ориентировании на местности. 5 5 6 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 2 1 2 1 1 22-23 23-24 25-26 26-27 28 29 29 30 31 32 33 34 35 36-37 38 39 40-41 41 42 43 44 45 46 46-55 56-58 59-64 65-72 73-78 Практическая отработка навыков ориентирования на местности. Топографические знаки. Изображение местности при помощи топографических знаков. Огневая подготовка (20 часов). Техника безопасности при проведении занятий по огневой подготовке. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата Калашникова. Назначение и устройство частей и механизмов автомата. Назначение прицельного приспособления и элементы наводки. Пневматическая винтовка ИЖ-512. Устройство и правила стрельбы. Порядок неполной разборки и сборки макета автомата Калашникова. Порядок чистки и смазки оружия после стрельбы. Стрельба из пневматической винтовки. Выполнение первого подготовительного упражнения. Стрельба из пневматической винтовки. Выполнение второго, третьего и четвёртого подготовительных упражнений. Совершенствование навыков неполной разборки и сборки макета автомата Калашникова. Стрельба из пневматической винтовки, лёжа с упором по мишени №9. Стрельба из пневматической винтовки из положения, стоя по мишени №9. Совершенствование навыков неполной разборки и сборки макета автомата Калашникова. Стрельба из пневматической винтовки, лёжа с упором по мишени №6. Стрельба из пневматической винтовки из положения, стоя по мишени №6. Назначение и боевые свойства ручных гранат. Устройство гранат и запала. Работа частей и механизмов гранаты при броске. Совершенствование навыков неполной разборки и сборки макета автомата Калашникова. Совершенствование стрельбы из пневматической винтовки. Совершенствование стрельбы из пневматической винтовки. Физическая подготовка (100 часа). Техника безопасности при проведении занятий по физической подготовке. Общефизические упражнения, атлетическая гимнастика Вольные и акробатические упражнения Тренировка по гиревому спорту Тренировка по многофункциональному многоборью Комплекс упражнений на перекладине 3 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 6 6 12 6 12 79-85 86-89 90-93 94-96 97-101 102-105 106-110 111-115 116-117 118-119 120-122 123-125 125-126 127 128 129 130-131 132 133-135 136 137 138 139 140 141 Тренировка по видам входящие в спортивную дисциплину Полиатлон: кроссовая подготовка; -бег на короткие дистанции; -метание гранаты; -сгибание и разгибание рук в упоре лежа; -лыжная подготовка (в зимний период); -плавание ( в летний период) Спортивные игры: Волейбол; Мини-футбол Строевая подготовка (20 часа). Строи и их элементы. Предварительная и исполнительная команды. Строевая стойка. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Головные уборы снять», «Головные уборы надеть». Повороты на месте. Перестроение из одной шеренги в две и обратно. Строевой шаг. Повороты в движении направо и налево. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй. Тактическая подготовка (22 часов). Вооружение и боевая техника воинской части. Организация отделения. Штатное вооружение и боевая техника. Боевые возможности отделения. Характеристика современного общевойскового боя. Управление отделением. Обязанности солдата в бою. Основные противотанковые и противопехотные мины ВС РФ, их тактико-технические данные, общее устройство и принцип действия. Места и порядок их установки, демаскирующие признаки. Способы передвижения солдата в бою. Действия при вспышке ядерного взрыва. Разведка. Способы осмотра местности и обнаружения различных целей. Медико-санитарная подготовка (16 часов). Понятие и характеристики различных видов ранений. Характеристика капиллярного, венозного и артериального кровотечения. Остановка капиллярного, венозного и артериального кровотечения. Проведение реанимационных мероприятий при остановке сердца. Первая помощь при закрытых и открытых переломах. Отработка наложения различных видов повязок. Первая помощь пострадавшему при ударе молнии, при солнечном и тепловом ударах, при утоплении. 1 4 8 4 6 10 8 8 6 1 1 3 3 1 5 5 3 2 1 1 1 1 2 1 3 1 1 3 1 4 1 2 1 2 1 2 1 1 1 2 1 1 2.2. Формы контроля I год обучения Контрольные упражнения Отлично Хорошо Удовлетвор ительно 4 3 1 20 16,7 4,05 31 2,30 20 320 19,30 9 Подтягивание на перекладине 8 6 Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях 8 6 Подъем переворотом 3 2 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 30 25 Бег 100 метров 15,4 16,0 Бег 1000 метров 3,40 3,50 Бег 10х10 метров (челночный бег) 29 30 Полоса препятствий (сек.) 2,15 2,20 Метание гранаты 700 гр. 30 25 Прыжки в длину 420 380 Бег на лыжах 3 км. 17,30 18,30 Стрельба из П.В. 20 15 II год обучения Подтягивание на перекладине 10 8 Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях 10 7 Подъем переворотом 4 3 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 40 35 Бег 100 метров 14,9 15,4 Бег 1000 метров 3,35 3,45 Бег 10х10 метров (челночный бег) 28 29 Полоса препятствий (сек.) 1,12 1,16 Метание гранаты 700 гр. 35 30 Прыжки в длину 440 390 Марш - бросок 5 км. Без учета времени Бег на лыжах 3 км. 17, 17,30 Стрельба из П.В. 23 18 III год обучения Подтягивание на перекладине 14 10 Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях 14 12 Подъем переворотом 5 4 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 45 40 Бег 100 метров 14,5 14,9 Бег 1000 метров 3,30 3,40 Бег 3000 метров 12,35 12,50 Бег 10х10 метров (челночный бег) 27 28 Бег 4х10 м. 1,11 1,15 Полоса препятствий (сек.) 2,05 2,10 Метание гранаты 700 гр. 40 35 Прыжки в длину 450 400 Марш - бросок 5 км. 26,30 28,30 Стрельба из П.В. 25 20 6 5 2 30 16,0 4,0 30 1,20 25 340 18,30 13 8 10 3 35 15,5 3,55 13,15 29 1,19 2,20 30 350 30,30 14 2.3. Методическое обеспечение Программы. Методические материалы с ФЗ №273 «Об образовании в РФ» (ред. от 29.12.2022) ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСА ПО ПРОГРАММЕ «ЮНАРМЕЕЦ» 1. Направление «Структура Вооруженных сил Российской Федерации. Уставы Вооруженных сил РФ» Цели обучения - изучение истории Вооруженных сил РФ; - ознакомление обучающихся с жизнью и бытом воинских коллективов; - совершенствование правового воспитания подростков; - воспитание дисциплинированности, организованности и соблюдения порядка. Требования к теоретическим и практическим навыкам Юнармейцев. В результате изучения учебных тем по направлению обучающиеся должны: Знать: - права, обязанности и ответственность военнослужащих; - что такое воинская дисциплина и требования к ней; - обязанности дневального по роте; - основные положения Устава Гарнизонной и караульной служб; - правила поведения в воинском коллективе; - воинские звания и правила вежливости. - историю военных реформ в России эпохи Петра-I; - источники и духовные основы массового героизма Российских воинов при защите Отечества; - выдающихся полководцев России; - историю создания военной техники и оружия; - военно-политические итоги Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; - этапы развития вооруженных сил Российской Федерации. Уметь: - грамотно применять требования общевоинских уставов в повседневной деятельности; - практически выполнять обязанности дневального по роте; - практически выполнять обязанности часового. Уставы Вооруженных Сил России представляют свод законов воинской службы, основу воспитания и обучения личного состава армии. В них определены права и обязанности военнослужащих и характер взаимоотношений между ними. Они строго регламентируют все стороны быта, повседневной жизнедеятельности указания по вопросам поддержания войск, дают исчерпывающие твердой воинской дисциплины, организованности и порядка. При изучении положений Уставов, не связанных с практической деятельностью, применяются преимущественно методы рассказа, беседы, используются плакаты, диафильмы, учебные кинофильмы. Обязанности дневального и часового изучаются на практическом занятии на специально оборудованном месте. В ходе изучения Уставов необходимо приводить примеры бдительного несения службы лицами суточного наряда, часовыми, рассказывать о героических поступках, совершенных воинами ВС как в мирное, так и в военное время. Чтобы развить у учеников смекалку и помочь им сознательно усвоить положения Уставов, целесообразно в процессе занятий практиковать самостоятельную работу детей, а проверку знаний проводить не только методом опроса, но и специально создаваемой игровой обстановкой, требующей от учащихся принятия самостоятельных действий дневального, часового и т.д. В результате изучения общевоинских Уставов ученики должны знать их законодательную основу. Знания и навыки, полученные на занятиях по Уставам должны совершенствоваться на всех занятиях и при проведении военно-спортивных мероприятий. Целесообразно накануне занятий рекомендовать отдельным ученикам подготовить фиксированное выступление "Чему учит военная история?" или "Воспитание историей как важное средство в деле подготовки вооруженных защитников Родины". Это поможет слушателям лучше разобраться в существе вопроса, расширит кругозор и углубит знания в отечественной истории. Акцентировать внимание подростков, что на протяжении веков у нашего народа о войне сложилось устойчивое представление как о страшной беде. Отсюда и отношение к вооруженной защите Отечества было святым, благородным делом. Честь, достоинство, верность присяге, мужество, храбрость в данном случае тоже можно рассматривать как одну из духовных основ воспитания подростков. Завершая изложенные темы, руководителю занятия целесообразно обратить внимание на следующее: воспитательный процесс - это комплексное использование всех средств, начиная с организации жизни и боевой учебы воинов и кончая собственно-духовными средствами воздействия на личность. Эффективность применения последних зависит не только от духовного потенциала, но и от материальных и социальных условий жизни. Кроме того, необходимо использовать литературу по военной истории государства, о боевых традициях Вооруженных Сил России, документы и мемуары, раскрывающие природу подвига и массового героизма Российских воинов в далеком прошлом и в настоящее время. 2. Направление «Строевая подготовка» Цели обучения: - привитие учащимся аккуратность, дисциплинированность и внимательность; - выработка умений выполнять одиночные строевые приемы и действия в составе отделений, взводов; - развитие ловкости и сноровки, исполнительности; - совершенствовать командирские качества командиров отделений, взводов. Требования к теоретическим и практическим навыкам учащихся. В результате изучения учебных тем по направлению обучающиеся должны : Знать: - общие положения строевого Устава; - свои обязанности перед построением и в строю. Уметь: - образцово выполнять одиночные строевые приемы, без оружия и с оружием; - умело действовать в составе отделения, взвода. Строевая подготовка является одним из основных предметов обучения и воспитания учащихся оборонно-спортивного класса. Строевая подготовка включает: одиночные строевые приемы без оружия и с оружием, слаживание подразделений группы в пешем порядке, строевые смотры. В основу строевого обучения должен быть положен принцип образцового показа командиром взвода строевого приема /Делай как я/, краткое пояснение элементов выполнения и тренировка до полного усвоения приема каждым курсантом. В строевом обучении следует идти от простого к сложному. Целесообразно изучать весь прием сразу, его необходимо отрабатывать по элементам, затем тренировать выполнение приема в целом. соединять элементы воедино и Организация и проведение занятий во взводе: Зам.командира взвода выстраивает взвод на месте занятия в двухшереножном строю, докладывает ком.взвода о готовности к занятию и наличии людей. Комвзвода, выслушав рапорт, подает команду зам.комвзвода "Встать в строй", затем осматривает курсантов и , подав команду "Вольно", "Заправиться", приказывает устранить недостатки во внешнем виде. Подает команду "Смирно" и проводит занятие по схеме: - личный показ приема в целом; - показ приема по разделениям с кратким пояснением его элементов; - разучивание курсантами показанного приема ; - тренировка в составе отделения, взвода. 3. Направление «Туристская подготовка» Цели обучения: -изучение основ туристкой подготовки; - изучение правил подготовки и использования туристского снаряжения; - изучение основ ориентирования по компасу и карте; Требования к объему теоретических и практических навыков В результате изучения учебных тем по направлению обучающиеся должны: Знать: - основные сведения по истории развития туризма в России, виды туризма, правила, нормы поведения туристов; - основные сведения о климате, растительном и животном мире; - требования предъявляемые к туристскому снаряжению, перечень личного и группового туристского снаряжения; - виды топографических карт; - основные требования движения группы на маршруте; - способы преодоления препятствий; - технику вязки узлов; - основные требования к организации привалов и биваков; - основные типы костров и их назначение; - меры безопасности при обращении огнем Уметь: - составлять перечень личного и группового снаряжения; - заполнять маршрутные документы; - определять масштаб и расстояние по карте; - определять и описывать основные географические объекты; - измерять и строить азимут; - двигаться по азимуту при помощи компаса; - соблюдать правила и режим движения. 3. Направление «Физическая подготовка» Цели обучения: - укрепление здоровья и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды; - овладение прикладными психологических факторов, навыками качеств, и развитие необходимых физических для и физического совершенствования; - воспитывать волю, смелость выносливость, дисциплинированность и упорство в достижении цели; - выполнение спортивных разрядов. Требования к теоретическим и практическим навыкам курсантов В результате изучения учебных тем по направлению обучающиеся должны: Знать: - роль и место физической культуры в общей системе воспитания; - влияние физических упражнений на организм человека; - значение физической подготовки для повышения боеспособности армии; - содержание физических упражнений по программе; - нормативные требования по физической подготовке; - требования личной и общественной гигиены; - меры предупреждения травматизма. Уметь: - совершать кроссы по среднепересеченной местности, совершать марши на лыжах, марш/бросок в составе отделения (группы),плавать любым способом; - преодолевать препятствия единой полосы препятствий; - выполнять нормативы по физической подготовке; - выполнять приемы рукопашного боя. В целях повышения общей физической подготовленности учащихся с ними проводятся комплексные занятия. Они включают упражнения, приемы и действия из различных разделов физической подготовки. Практические занятия по физической подготовке проводятся с высокой плотностью и достаточной физической нагрузкой при постоянном контроле со стороны преподавателя. Это достигается: - сокращением времени на построение и различного рода передвижения; - краткостью и ясностью объяснений; - увеличением времени непрерывного выполнения упражнений; - сокращением перерывов между выполнением отдельных упражнений; - выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком; - применением круговой тренировки и состязательного метода; - наиболее целесообразным использованием спортивного оборудования. Руководители занятий по физической подготовке должны учитывать возрастные особенности детей. Развитие основных физических качеств осуществлять сопряженным методом, т.е. использованием при тренировке простейших физических упражнений, изученных ранее, или выполнением в конце основной части занятия специальных комплексов упражнений; упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально приближены к основному учебному материалу. В конце учебного года в комплексы физических упражнений следует включать неспецифические упражнения. Например: на занятиях по гимнастике включать скоростносиловые упражнения на занятиях по легкой атлетике - силовые. Для развития скоростных качеств выполняются простые в техническом отношении физ. упражнения в максимально возможном темпе. Продолжительность упражнений 8-12 сек., интервалы отдыха между повторениями 40-60 сек. После 2-3 повторений отдых увеличивается до 1,5 2 мин. На одном занятии выполняются 2-3 упражнения с повторением каждого 2-3 раза. Общая продолжительность комплекса 8-10 мин. Для развития силовых качеств выполняются физические упражнения с преодолением собственного веса или сопротивления партнера, а также с тяжестями (гантелями, гирями, ящиками с песком). Упражнения повторяются в одном подходе 8-10 раз. На одно занятие планировать 4-5 упражнений для 1-2 мышц. Упражнения чередуются от занятия к занятию в следующей последовательности: для мышц плечевого пояса, брюшного пресса и т.д. В комплексные занятия можно включать силовые упражнения общего воздействия на организм. Перерыв между упражнениями 45 с. Для развития скоростно-силовых качеств включаются упражнения, требующие проявления как скоростных, так и силовых качеств: прыжки, метание, преодоление препятствий, переползания, переноска груза и т.д. в максимально возможном темпе. Если усилие незначительное, то в большей степени развиваются скоростные качества, при увеличении усилия - вырабатывается сила, увеличение продолжительности упражнения до 35 сек. повышает скоростно-силовую выносливость. Для развития общей выносливости используются циклические физические упражнения /бег, ходьба на лыжах/ с постепенным увеличением продолжительности выполнения упр. от 5 до 50 мин. /лыжные гонки на 10 км./ По мере наращивания выносливости увеличивается скорость передвижения от 40 до 70 % максимальной. Для повышения вестибулярной устойчивости в подготовительную часть урока включается 3-4 физических упражнения, связанных с вращением или поворотами головы. Скорость и длительность вращения /поворотов/ повышается постепенно от занятия к занятию. Для предупреждения возможных неблагоприятных вестибулярных реакций /головокружение, рвота/ упражнения с вращением /поворотами/ распределяются равномерно по всей подготовительной части с интервалами между упражнениями не менее 35-45 с. На занятиях по лыжной подготовке упражнения с вращениями /поворотами/ можно включать в комплекс скоростно-силовых упражнений продолжительностью 8-10 мин., который выполняется после разучивания техники лыжных походов по учебному кругу. Лыжи при этом снимаются. Обучение физическим упражнениям, приемам и действиям проводятся в следующей последовательности: ознакомление, разучивание, тренировка. Ознакомление способствует созданию у обучаемых правильного представления о разучиваемом упражнении и ясному его пониманию. Для ознакомления необходимо: - назвать упражнение; - образцово его показать в целом; - разъяснить влияние на организм и условия применения данного упражнения; - показать упражнение еще раз по частям или по разделениям с попутными объяснениями техники выполнения и мер безопасности. Разучивание проводится в целях формирования у обучаемых новых двигательных навыков: Способы разучивания: - в целом, если упражнение несложное, доступно для обучаемых или его выполнение по элементам невозможно; - по частям или по разделениям, если упражнение сложное и его можно расчленить на отдельные части; - с помощью подготовительных упражнений, если упражнение выполнять в целом нельзя из-за трудностей, а расчленить на части невозможно. После разучивания упражнение выполняется в целом. Тренировка: - это многократное систематическое повторение разученных упражнений с постепенным усложнением условий их выполнения и повышением физической нагрузки. Последовательность тренировки: - в простой обстановке; - после действий, дающих значительную физическую нагрузку; - в комплексе с другими действиями как на специально подготовленных местах, так и на различной по характеру местности. 5. Направление «Огневая подготовка» Цель обучения: Дать первоначальные знания по устройству стрелкового оружия, правилам ведения огня из него и приобрести навыки в практической стрельбе. Требования к объему теоретических и практических навыков учащихся В результате изучения учебных тем по направлению обучающиеся должны: Знать: - меры безопасности при обращении с оружием; - инструкцию по мерам безопасности в тире и на стрельбище; - устройство малокалиберной и пневматической винтовок, автомата Калашникова, взаимодействие частей, подготовку к стрельбе, возможные неисправности и способы их устранения; - основы техники стрельбы и методики тренировки; - правила соревнований; - основы внутренней и внешней баллистики; - устройство ручных осколочных гранат. Уметь: - готовить оружие к стрельбе; - вести стрельбу из него по неподвижным и подвижным целям в соответствии с приемами и правилами; - анализировать результаты стрельбы; - корректировать стрельбу и вносить поправки в установку прицела; - выполнять упражнения по метанию ручных осколочных гранат. Обучение проводится в соответствии с программным материалом, на основании которого составляется расписание, предусматривающее проведение как теоретических, так и практических занятий. Целесообразно включать в расписание занятия по специальной выносливости стрелка, т.е. способности длительно выполнять стрелковое упражнение, не снижая активности работы. Выработка такой выносливости достигается длительным пребыванием в позе /изготовке/ и многократным повторением элементов техники стрельбы или упражнения. Для этого целесообразно использовать тренировку без патрона, длительное время пребывания в позе изготовки без оружия, с оружием или макетом оружия, по размеру и массе соответствующим данным моделям винтовок и автомата Калашникова. Тренировка по специальной физической подготовке может быть использована и для отработки устойчивости, техники прицеливания и нажима на спусковой крючок. Занятия по материальной части оружия должны обеспечиваться изучаемыми образцами в таком количестве, чтобы обучаемые могли практически изучать оружие /разбирать, собирать, производить осмотр и др./ С первого же занятия необходимо приучать учеников к соблюдению мер безопасности при обращении с оружием и гранатами, правил сбережения, осмотра оружия и подготовки к стрельбе, научить правильно чистить оружие. Руководитель обязан на каждом занятии контролировать состояние оружия и тщательность его чистки до и после стрельбы. При обучении, особенно в начальный период, следует широко использовать плакаты, наглядные пособия, различные приборы и тренажеры. У новичков характерной ошибкой является ожидание выстрела, что отрицательно сказывается на его выполнении /толчок плечом приклада, дергание за спусковой крючок/. Поэтому в этот период обязательно использование тренажеров, тренировки без патрона. При стрельбе из пневматического оружия элемент ожидания выстрела выражен значительно слабее. Поэтому целесообразно на начальных этапах обучения использовать пневматическое оружие. Для лучшего усвоения техники прицеливания и нажима на спусковой крючок начальное обучение во всех видах оружия следует начинать из винтовки в положении лежа или из пневматической винтовки с опорой на стол. Изучение теоретических вопросов проводится как в виде отдельных уроков, так и постоянно в процессе практических занятий. Руководитель занятий (ком.взвода, ком.отделения) обязан тщательно готовиться к каждому занятию и проводить его по плану-конспекту. Планконспект должен отражать тему, цель и задачи занятия, учебные вопросы и их содержание, время на каждый вопрос, а также материально-техническое обеспечение. Должна быть соблюдена методическая последовательность в изучении учебного материала, его дозировка по времени или количеству повторений. Командир взвода должен учитывать, что нельзя переходить к следующему упражнению или новому заданию, не добившись выполнения предыдущего. В случае систематического отставания отдельных курсантов следует вести с ними дополнительные занятия. Начальное обучение приемам ведения стрельбы проводится в форме беседы в процессе которого используются: - рассказ и показ руководителем приема или действия в целом; - повторение приема по элементам с подробным объяснением; - выполнение обучаемым разучиваемого приема сначала по элементам, а затем в целом; -тренировка в выполнении приемов до их освоения; Правила обращения с оружием и инструкцию по мере безопасности в тире и на стрельбище обучаемые должны твердо знать и выполнять еще до перехода к занятиям по практической стрельбе. Учебно-тренировочное занятие проводится по следующей схеме: Подготовительная часть - построение взвода, объяснение цели и содержания занятия. Постановка учебных задач, указание на что обратить особое внимание. Основная часть - решение поставленных учебных задач данного занятия. При обучении технике стрельбы - тренировка без патрона и практическая стрельба. Заключительная часть - разбор хода занятий, допущенных ошибок, оценка результатов стрельбы. По окончании занятий ученики проводят чистку оружия. Изучение вопроса "Назначение и боевые свойства ручных гранат" необходимо проводить на макетах гранаты и запала. Используя имеющиеся учебные гранаты и наглядные пособия, следует показать курсантам составные части гранат и рассказать об их назначении. Далее ознакомить с назначением и устройством запала ручной гранаты, обратить особое внимание курсантов на то, что запалы всегда находятся в боевом положении. Разбирать их и проверять работу ударного механизма категорически запрещается. Для проверки усвоения опросить 2-3 учеников, ознакомить обучаемых с мерами безопасности во время броска, так как при взрыве гранат образуется большое количество осколков. Руководитель занятий вначале сообщает, каким образом подготовить гранату к броску, а затем показывает практически, как это сделать. Затем проводит тренировку. Обучение и воспитание будет успешным только при систематическом и целенаправленном построении учебно-тренировочного процесса. 6. Направление «Тактическая подготовка» Цели обучения: -изучение тактических приемов, привитие практических навыков в действиях одиночного солдата и отделения на поле боя; - воспитание высоких морально – боевых качеств: выносливости, выдержки, инициативы; - привитие командных навыков в управлении отделением и взводом. Требования к объему теоретических и практических навыков В результате изучения учебных тем по направлению обучающиеся должны: Знать: - обязанности личного состава отделения; - основы организации и ведения боя отделением; - организацию и боевые возможности отделения и взвода; - организацию, вооружение отделения, вода вероятного противника; - сигналы управления отделением; - основы организации боевого обеспечения подразделения; - основы организации и способы осуществления радиационной, химической и биологической защиты; - номенклатуру и условные знаки на топографических картах. Уметь: - передвигаться различными способами на поле боя; - умело преодолевать различные заграждения и зараженные участки местности; - проводить специальную обработку; - ориентироваться на местности различными способами днем и ночью; - оборудовать окопы, устанавливать различные заграждения, преодолевать заграждения, установленные противником. Тактическая подготовка проводится в форме теоретических, практических занятий и двухсторонней тактической игры на местности. Теоретические занятия проводятся в классе, используя плакаты, макеты, учебные фильмы. Тактико-строевые занятия проводятся на местности. При отработке вопросов создается тактическая обстановка. Тактические приемы отрабатываются сначала по элементам, а затем в целом. Ошибки, допускаемые учащимися, могут исправляться без остановки занятий, путем подачи дополнительных команд (сигналов) или с остановкой и повторением приемов, действий после разбора ошибок. Лучший метод исправления ошибок - это показ с последующей тренировкой. Тактическая обстановка создается в таком объеме, который необходим для сознательного усвоения, изучаемого приема, действия. Обозначение действий противника может осуществляться заранее подготовленными учащимися. При этом используются мишени и макеты огневых средств и техники, а также имитационные средства. При подготовке детей к занятию необходимо напомнить им положение боевого Устава, обязанности солдата в бою и меры безопасности. Передвижения к месту практических и тактико-строевых занятий и обратно целесообразно использовать для отработки действий по сигналам оповещения, преодолению зараженных участков местности, для отработки нормативов. Двухсторонняя военная тактическая игра на местности является высшей формой обучения, проводится в период полевого выхода в летний военноспортивный оздоровительный лагерь. Целью военной тактической игры является совершенствование навыков по действиям солдата в современном бою, выработки у них физической выносливости, морально-психологической устойчивости. В ходе военной игры все учебные вопросы отрабатываются в строгой последовательности, на фоне единой тактической обстановки. Каждый последующий вопрос является продолжением предыдущего. Занятия в ходе военной игры проводятся на местности, позволяющей обучать ведению различных видов боя по маршруту протяженностью 10-15 км. Для проведения военной игры на крупномасштабной карте /схеме/ разрабатывается план, который включает: тему, учебные и воспитательные цели, время проведения, состав обучаемых, нормы расхода имитационных средств; тактический замысел /положения подразделений и боевые задачи вышестоящего подразделения, боевые задачи обучаемого подразделения и соседей /; этапы военной игры, их продолжительность, учебные вопросы и время на их отработку; маршрут полевого выхода, места отдыха; мероприятия, проводимые руководителем игры; порядок выхода личного состава на тактические занятия, время окончания игры, место и время проведения разбора. При подготовке к военной игре необходимо составить строевой и боевой расчеты по штату мотострелковой роты. Для проведения игры создается штаб руководства и назначаются посредники. 7. Направление «Медико – санитарная подготовка» Цели обучения: - изучение основ анатомии и физиологии человека; - изучение приемов первой медицинской помощи при различных повреждениях. Требования к объему теоретических и практических навыков В результате изучения учебных тем по направлению обучающиеся должны: Знать: - основные понятия анатомии и физиологии человека; - понятия об органах и системах органов, организме человека; - понятия о скелете и его функциях; - понятия о мышцах и их функциях в организме человека; - строение нервной системы человека: - строение органов кровообращения и их функциях в организме; - строение моче – половой системе человека и ее функциях в организме человека; - основы медицинской помощи при различных повреждениях организма человека; - способы переноски и транспортировки пострадавшего. Уметь: - оказывать первую медицинскую помощь при различных повреждениях организма; - накладывать стерильные повязки, при ранениях различной тяжести; При обучении, особенно в начальный период, следует использовать плакаты, наглядные пособия, различные приборы и тренажеры. При проведении практических занятий целесообразно привлекать медицинского работника. Требования техники безопасности в процессе реализации программы Инструктаж по технике безопасности (Приложение) обучающихся проводит педагог не реже двух раз в год – в сентябре (вводный) и в январе (повторный). Для обучающихся, пропустивших инструктаж по уважительной причине, – в день выхода на занятия; для обучающихся, поступивших в течение учебного года – в первый день их занятий. Этот инструктаж включает в себя: информацию о режиме занятий, правилах поведения обучающихся во время занятий, во время перерывов в помещениях, на территории учреждения, инструктаж по пожарной безопасности, по электробезопасности, правила поведения в случае возникновения чрезвычайной ситуации, по правилам дорожно-транспортной безопасности, безопасному маршруту в учреждение и т.д. Кроме этого, в процессе реализации программы проводится инструктаж при участии в массовых мероприятиях (Приложение ). 2.4.Рабочая программа воспитания В разделе 2.4. представлен план традиционных мероприятий, организуемых для обучающихся и их родителей за рамками учебного плана для организации досуга, формирования ценностных ориентиров, профилактической работы, участия в конкурсной и соревновательной деятельности и соревнованиях и т.д. Также предусмотрено выставках Тюменской участие области. в конкурсах, Сроки проведения мероприятий и условия участия в них конкретизируются непосредственно в течение учебного года Положениями об этих мероприятиях. Календарный план воспитательной работы Приложение 2.5. Материально-техническое обеспечение программы - учебный кабинет с наглядными пособиями; - компьютеры, ноутбуки; - спортивный зал с необходимым оборудованием и инвентарем; - спортивная площадка, плац; - туристское снаряжение; - методическая литература; - тренажерный зал с необходимым инвентарем и оборудованием; - автоматы Калашникова, пневматические винтовки, противогазы; - «База» в с. Щетково (5 км. от Ярково): со спальными дачками, спортивными площадками, столовой; - стенды для стрельбы из П.В.; - медицинский набор для оказания первой медицинской помощи. 2.6. Информационно обеспечение программы 1. Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1999г. № 1237 «Об утверждении Положения о порядке прохождения военной службы». 2. Указ Президента Российской Федерации от 14.12.1993г. № 2140 «Об утверждении общевоинских уставов вооруженных сил Российской военно-патриотического воспитания Федерации». 3. Бачевский В.И. Система несовершеннолетних граждан. М., 2001г. 4. Воинская обязанность и военная служба. Сборник документов (Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Приказы Министра обороны РФ). Выпуск 1. Отв. за выпуск Голда А.Н. М., 1999г. 5. Керсновский А.А. История русской армии. М., 1994г. 6. Лови А.А., Минин Р.А. Организация занятий по огневой подготовке. Пособие для учебных пунктов. М., 1973г. 7. Шепелевич Г.Г. Сборник нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования Тюменской области. Часть 2. Тюмень. 2005г. 8. Строевая подготовка. Учебное пособие по «Основам военной службы». Под общ.ред. Егорова В.П. М., 2001г. 9. Строевой устав Вооруженных Сил РФ. – М.: 2000г. Приложение Требования техники безопасности в процессе реализации программы Инструктаж по технике безопасности обучающихся проводит педагог не реже двух раз в год – в сентябре (вводный) и в январе (повторный). Для обучающихся, пропустивших инструктаж по уважительной причине, - в день выхода на занятия; для обучающихся, поступивших в течение учебного года – в первый день их занятий. Этот инструктаж включает в себя: информацию о режиме занятий, правилах поведения обучающихся во время занятий, во время перерывов в помещениях, на территории учреждения, инструктаж электробезопасности, правила по пожарной поведения в безопасности, случае по возникновения чрезвычайной ситуации, по правилам дорожно-транспортной безопасности, безопасному маршруту в учреждение и т.д.).(Инструкция1 ). Кроме этого, в процессе реализации программы проводится инструктаж при участии в массовых мероприятиях (Инструкция 2). Инструкция 1 Инструкция по технике безопасности для обучающихся Общие правила поведения для обучающихся Молодежного центра устанавливают нормы поведения в здании и на территории учреждения. Обучающиеся должны бережно относиться к достоинство других обучающихся и работников выполнять правила внутреннего распорядка: - не включать самостоятельно приборы и иные технические средства обучения; - поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте; - при работе с острыми, режущими инструментами надо соблюдать инструкции по технике безопасности; - размещать приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание; - при обнаружении каких-либо неисправностей в состоянии используемой техники, прекратить работу и поставить в известность педагога; Правила поведения во время перерыва между занятиями Обучающиеся обязаны использовать время перерыва для отдыха. Вовремя перерывов(перемен) обучающимся запрещается шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по лестницам, вблизи оконных проёмов и в других местах, неприспособленных для игр; -толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу для решения любого рода проблем;-употреблять непристойные выражения и жесты в адрес любых лиц, запугивать, заниматься вымогательством.-производить любые действия, влекущие опасные последствия для окружающих На территории образовательного учреждения Запрещается курить и распивать спиртные напитки на территории. Запрещается пользоваться осветительными и нагревательными приборами с открытым пламенем и спиралью. Правила поведения для обучающихся во время массовых мероприятий. Во время проведения соревнований, конкурсов, экскурсий, походов и т.д. обучающийся должен находиться со своим педагогом и группой. Обучающиеся должны строго выполнять все указания педагога при участии в массовых мероприятиях, избегать любых действий, которые могут быть опасны для собственной жизни и для жизни окружающихся. Одежда и обувь должна соответствовать предполагаемому мероприятию (соревнованию, конкурсу, экскурсии, походам). При возникновении чрезвычайной ситуации немедленно покинуть здание через ближайший выход. Требования безопасности в аварийных ситуациях При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию педагога в организованном порядке, без паники. В случае травматизма обратиться к педагогу за помощью. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщить педагогу или другому работнику учреждения Правила поведения детей и подростков в случае возникновения пожара При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно сообщить педагогу. При опасности пожара находиться возле педагога. Строго выполнять его распоряжения. Неподдаватьсяпанике.Действоватьсогласноуказаниямработниковучебно го заведения. По команде соответствии педагога эвакуироваться из здания в с определенным порядком. При этом не бежать, не мешать своим товарищам. При выходе из здания находиться в месте, указанном педагогом. Старшеклассники должны знать план и способы эвакуации (выхода из здания) на случай. Возникновения пожара, места расположения первичных средств пожаротушения и правила пользования ими. Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой. Внимание! Без разрешения администрации и педагогических работников учреждениявоспитанникамнеразрешаетсяучаствоватьвпожаротушенииздан ияи эвакуации его имущества. Обовсехпричиненныхтравмах(раны,порезы,ушибы,ожогиит.д.)обучающиес я обязаны немедленно сообщить работникам образовательного учреждения. Правила поведения детей и подростков по электробезопасности Неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть: шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети. Отключение прибора производится в обратной последовательности. Не вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками. Перед включением проверьте исправность розетки сети, вилку и сетевой шнур на отсутствие нарушения изоляции. Прежде чем включить аппарат внимательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации, и помните о мерах предосторожности: o Не загораживайте вентиляционные отверстия, они необходимы для предотвращения перегрева; o Во избежание несчастных случаев не включайте аппарат при снятом корпусе; o При прекращении подачи тока во время работы с электрооборудованием или в перерыве работы, отсоедините его от электросети; o Запрещается разбирать и производить самостоятельно ремонт самого оборудования, проводов, розеток и выключателей; o Не подходите к оголенному проводу и не дотрагивайтесь до него(может ударить током.) Правила для детей и подростков подорожно-транспортной безопасности Правила безопасности для обучающихся по пути движения и обратно Когда идете по улицам, будьте осторожны, не торопитесь. Идите только по тротуару или обочине подальше от края дороги. Не выходите на проезжую часть улицы или дороги. Переходите дорогу только в установленных местах, на регулируемых перекрестках на зеленый свет светофора. На нерегулируемый светофор установленных и обозначенных разметкой местах соблюдайте максимальную осторожность и внимательность. Даже при переходе на зеленый свет светофора, следите за дорогой и будьте бдительны-может ехать нарушитель ПДД. Не выбегайте на проезжую часть из-за стоящего транспорта. Неожиданное появление человека перед быстро движущимся автомобилем не позволяет водителю избежать наезда на пешехода или может привести к и ной аварии с тяжкими последствиями. Переходите улицу только по пешеходным переходам. При переходе дороги сначала посмотрите налево, а после перехода половины ширины дороги направо. Когда переходите улицу, следите за сигналом светофора: красный СТОП-все должны остановиться; желтый-ВНИМАНИЕ-ждите следующего сигнала; зеленый- ИДИТЕ – можно переходить улицу. Если не успели закончить переход и загорелся красный свет светофора, остановитесь на островке безопасности. Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом-помните, что автомобиль мгновенно остановить невозможно, и вы рискуете попасть под колеса. Действия при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство: Признаки, которые могут указать на наличие взрывного устройства: 1.наличиена обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты; 2.подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом; 3.отпредметаисходитхарактерныйзапахминдаляилидругойнеобычный Причины, служащие поводом для опасения: 1. нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета. Действия: 1. не трогать, не поднимать, не передвигать обнаруженный предмет! 2. не пытаться самостоятельно разминировать взрывные устройства или переносить их в другое место! 3.воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе мобильных телефонов в близи данного предмета; 4. немедленносообщить об обнаруженном подозрительном предмете администрации учреждения; 5. зафиксировать время и место обнаружения подозрительного предмета; 6. по возможности обеспечить охрану подозрительного предмета, обеспечив безопасность, находясь, по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания или коридора). Действия администрации при получении сообщения об обнаруженном предмете похожего на взрывное устройство: убедиться, что данный обнаруженный предмет по признакам указывает на взрывное устройство; по возможности обеспечить охрану подозрительного предмета, обеспечив безопасность, находясь по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания или коридора); немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в правоохранительные органы; необходимо организовать эвакуацию постоянного состава и учащихся из здания и территории учреждения, минуя опасную зону, в безопасное место. Инструкция 2 Инструкция при проведении массовых мероприятий. 1.1.К участию в массовых мероприятиях допускаются воспитанники, прошедшие инструктаж по охране труда. 1.2. Участники массового мероприятия обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. 1.3.О каждом несчастном случае с участниками массового мероприятия 2. Требования безопасности перед проведение м массового мероприятия 2.1. Проверить помещение, где будут проводиться массовые мероприятия, и провести влажную уборку. 3. Требования безопасности во время проведения массового мероприятия 3.1. Строго выполнять все указания руководителя при проведении массового мероприятия, самостоятельно не предпринимать никаких действий. 4. Требования безопасности в аварийных ситуациях 4.1. При возникновении пожара немедленно начать эвакуацию из здания. 4.2. При получении участником массового мероприятия травмы немедленно сообщить об этом руководителю. 5. Требования безопасности по окончании массового мероприятия 5.1. Убрать в отведенное место инвентарь и оборудование. 5.2. Тщательно проверить помещение и провести влажную уборку. 5.3. Проверить противопожарное состояние помещений, закрыть окна, форточки, фрамуги и выключить свет. Приложение Календарный план воспитательной работы Сроки проведения Мероприятия, организуемые для обучающихся и их родителей Мероприятие «День народного единства» Ноябрь Беседы с обучающимися и их родителями «О правилах безопасности при проведении массовых мероприятий» Беседы по правилам поведения в зимний период, профилактике травматизма, преступлений против несовершеннолетних и дорожно-транспортных происшествий Декабрь Январь Февраль Март Апрель Участие во Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб» Мероприятие, беседы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, юридических последствия хулиганства, драк, заведомо ложных сообщений о террористической угрозе Родительские собрания по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, профилактике курения, алкоголизма, употреблении ПАВ Мероприятие, беседы по информационной безопасности Областная патриотическая акция «Георгиевская ленточка».