Содержание Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» ........................... 3 1.1.Пояснительная записка……………………………………………………………. 3 1.2.Содержание программного материала .................................................................. 10 1.3.Факторы риска……………………………………………………………………...12 1.4.Учебный план ......................................................................................................... 13 1.5.Содержание учебного плана ................................................................................ ..17 1.6.Планируемые результаты, формы аттестации и оценочные материалы..............21 1.7.Мониторинг образовательных результатов по окончанию учебного года……. 22 Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий».................23 2.1.Программа воспитательной работы.........................................................................23 2.2.Организационно-педагогические условия реализации программы .................. ..25 2.3.Календарный план воспитательной работы............................................................26 2.4.Календарный учебный график ............................................................................ ..27 2.5.Материально-техническое обеспечение программы ......................................... 27 2.6.Требования техники безопасности………………………………………………..27 2.7.Кадровое обеспечение программы………………………………………………..28 2.8.Оценочные материалы……………………………………………………………..28 2.9.Список используемой литературы и информационных ресурсов............................................................................................................................29 Приложение .............................................................................................................. ..30 2 Раздел №1 "Комплекс основных характеристик программы" 1.1.Пояснительная записка «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и этот фундамент – патриотизм. Патриотизм – это уважение к своей истории, традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и существованию сотен народов на территории России, это ответственность за свою страну, за свое будущее….» В.В. Путин. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая краткосрочная программа туристско-краеведческой направленности «Ярковское Наследие» разработана в соответствии действующих нормативно-правовых документов: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 г. №122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках «Десятилетия детства, на период до 2027 года»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»; -Паспорт Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ МАУ «Молодежный центр Ярковского муниципального района». Вовлечение детей в туристскую и краеведческую деятельность в целях изучения как малой Родины, так и России в целом посредством организации походно-экспедиционных, экскурсионных, проектно-исследовательских и других профильных форм работы (походы, экспедиции, слеты, выездные школы и профильные смены и др.), содействует формированию у обучающихся знаний, умений и навыков, связанных с безопасным пребыванием в условиях природной среды, созданию условий для воспитания и развития личности, а также для социализации обучающихся. Изучение истории родной страны, региона, района и приобщение к национальным, историко-культурным и природным ценностям государства, что должно обеспечить интеллектуальное, духовное и творческое развитие, а также патриотическое воспитание подрастающего поколения. Сегодня практически каждый субъект РФ задумался над вопросами детского туризма и стал предпринимать реальные шаги в сторону его развития. Тюменская область имеет уникальное географическое положение, обширные запасы полезных ископаемых, многовековую историю, богатое духовное и культурное наследие, большой потенциал в развитии туристско-краеведческой деятельности с обучающимися. Ярковский район Тюменской области также имеет выгодное географическое расположение, находится в центре золотого треугольника между тремя большими городами: Тюменью, Тобольском и Ялуторовском. Все туристические потоки к указанным городам, проходят через Ярковский район, что является одним из основных потенциалов для развития сферы туризма и туристско-краеведческой деятельности в районе. Богатейшее историко- культурное наследие и концентрация достопримечательностей, более 20 городищ, принадлежащих к эпохе Бронзового века. Район интересен своей историей, богатыми природными ресурсами, достопримечательностями, народными обычаями и традициями, но главное богатство Ярковского района – это люди. Только человек способен понять, оценить, сохранить и приумножить все то, что ему досталось от природы, от предков. Данная программа дает возможность обучающимся узнать интересные факты о жизни людей, об истории района, о предприятиях и организациях, о народах, проживающих на территории района и региона. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Ярковское Наследие» является результатом комплексной командной работы: создание команды единомышленников, командообразование, анализ ситуации и ресурсных возможностей, изучение инфраструктуры, выявление существующих проблем, обучение проектной деятельности, продвижение сферы туризма, туристскокраеведческой направленности в дополнительном образовании и перспективы развития сельских территории в Ярковском муниципальном районе. Учебный план программы и часовая нагрузка педагогов дополнительного образования разработана с учетом рекомендаций методистов ГАУ ДО ТО РЦДППВ «Аванпост». Программа направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся, изучению истории, культуры родного края, памятных мест, достопримечательностей, народного ремесла, знакомство со значимыми и известными людьми района, привлечению обучающихся к социальным инициативам по охране памятников культуры, среды проживания, поисковым работам малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионной и профориентационной работе. Также способствует воспитанию гражданина и патриота на основе истории сел и деревень, традиций и обычаев народов, проживающих на территории Ярковского района Тюменской области. Актуальность программы заключается в том, что регулярные занятия туристско-краеведческой деятельностью, участие в прогулках, экскурсиях, познавательных туристических маршрутах, изучение достопримечательностей формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, социальную и двигательную активность. Память о прошлом поколении всегда сопутствовала в жизни человека, а изучение истории будет и остается актуальной темой для каждого человека. Программа призвана создать условия для вовлечения детей в туристскую и краеведческую деятельность в целях изучения как малой Родины, так и России в целом посредством организации походно-экспедиционных, экскурсионных, проектно-исследовательских и других профильных форм работы (походы, экспедиции, слеты, выездные школы и профильные смены и др.). Педагогическая целесообразность реализации программы заключается в следовании следующим принципам: - признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, региона, района и населенного пункта. - обращение к реалиям повседневной жизни жителей Ярковского района Тюменской области, решение воспитательных и образовательных задач программы с помощью содержания, актуального для ребят, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности образовательных модулей; - реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа воспитанникам реального объекта изучения – рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.д.; - придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование визуальных материалов, мультимедийных технологий. Новизна и оригинальность программы заключается в том, что в рамках реализации программы привлечены ресурсы организаций реального сектора экономики и это в первую очередь содействует ни только воспитанию любви к малой родине, повышению знаний об истории села, района, региона, личностях, внесших вклад в ее развитие, но и оказывает большое содействие в профориентационной деятельности с обучающимися. Развитие внутреннего туризма и развитие познавательных туристических маршрутов являются одними из наиболее перспективных и сегментов туристской индустрии. Их динамичных развитие имеет высокую социальную значимость, так как способствует устойчивому развитию сельских территорий за счет развития инфраструктуры, роста доходов, повышения качества жизни, поддержки и сохранения традиций и культуры. Развитие сферы туризма в сельской местности поможет вовлечь обучающихся в совместную работу органов местного самоуправления, бизнес сообщества, общественных организаций, инициативных граждан по развитию сельских поселений. Ведь развитие сельских территорий в большей степени зависит от активности самих ребят, от того насколько они готовы вкладывать свои знания, умения и навыки в развитие сел и деревень. Данная работа в перспективе поможет нашим ребятам не только изучать историю района, региона, но и найти интересную работу, заниматься любимым делом по месту жительства. Подготовить востребованные, квалифицированные, молодые кадры, в том числе для малого и среднего бизнеса. А также способствует развитию мелкотоварного производства, сувенирной продукции, сбыта дикоросов, продукции ЛПХ и развитию необходимой инфраструктуры на селе. Отличительной особенностью программы является в том, что она адаптирована к Ярковскому району Тюменской области. В ходе освоения данной дополнительной общеобразовательной программы создаются проектные и поисково-исследовательские команды, за которыми закрепляются эксперты, менторы-наставники из числа представителей органов местного самоуправления, общественных бизнес деятелей, сообщества, значимых и общественных заслуженных организаций, работников, что способствует комплексному подходу к реализации программы, а также развитию сельских территорий и продвижению Ярковского района в сфере туризма на всех уровнях. Практическая значимость проекта заключается в том, что каждый модуль программы сопровождается реальными практическими, историческими фактами про Ярковский район, изучение которых в перспективе можно использовать как в дополнительном образовании, так и во внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений, а также при разработке новых межмуниципальных туристических маршрутов Тюменской области. Цель: Формирование у обучающихся гражданско-патриотических и духовнонравственных качеств средствами туристско-краеведческой деятельности. Задачи: - повышение уровня знаний обучающихся Ярковского района об истории родного края; - содействие профессиональной ориентации обучающихся; - изучение, сбор и систематизация информации о населенных пунктах, о предприятиях и организациях, о достопримечательностях района; - формирование на территории района реестра маршрутов для ознакомления детей с историей, культурой, традициями, природой соответствующего региона, а также с лицами, внесшими весомый вклад в его развитие; - развитие внутреннего туризма Ярковского района; - повышение уровня узнаваемости Ярковского района среди районов Юга Тюменской области; - приобщение обучающихся к историческим событиям, историко-культурным ценностям, а также народным традициям и обычаям народов, проживающих на территории Ярковского района; - изучение, сбор и систематизация информации о ветеранах ВОВ, тружениках тыла и их семьях, о народах, проживающих на территории района их обычаях и традициях, о ветеранах и воинах локальных действий и спец.операций и их семьях; - изучение традиционных и народных ремесел, выявление современного состояния ремесел мастеров и умельцев Ярковского района, возрождение и сохранение; - изучение, сбор и систематизация информации о ремесленниках, мастерах и умельцах народного, декоративно-прикладного творчества. Объем дополнительной общеобразовательной программы составляет - 1 год. Общее количество учебного времени – учебных 216 часа. Продолжительность одного учебного часа составляет - 45минут, при реализации программы с применением дистанционных технологий - 30 минут. Количество обучающихся в группе до 30 человек. Форма обучения – очная с применением дистанционных технологий. Обратная связь с обучающимися при дистанционной форме обучения, с учетом форм контроля, указанных в Учебном плане. образовательного процесса: индивидуальная, Формы групповая, организации фронтальная, коллективная, парная. Учебные занятия проводятся согласно расписанию. Расписание занятий утверждается администрацией учреждения по предоставлению педагогов дополнительного образования, с учетом возрастных особенностей обучающихся и установленных санитарно-гигиенических норм. Уровень освоения программы–ознакомительный. Формы и методы обучения - одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества - это индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Возраст обучающихся 11 – 17 лет. Режим занятий соответствует СанПиН. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Группы комплектуются с учётом интересов и возможностей детей. Возможна организация разновозрастных групп. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа предусматривает теоретические и практические занятия: - теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа); - практические (экскурсии, встречи, практикумы, работа с документами, работа с компьютером, другими информационными носителями). Для обеспечения непрерывности реализации программы применяется дистанционные образовательные технологии. Обучение осуществляется на основе цифровых образовательных ресурсов. Материалы для изучения и вспомогательные материалы размещаются в формате онлайн. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие полноценное изучение истории своего родного края и применение их в игровой, трудовой, познавательной, учебной, творческой деятельности. В процессе работы программой предусматриваются коллективные (экскурсии, наблюдения, краеведческие викторины, знакомства и встречи с интересными и значимыми людьми района) и индивидуальные занятия (анкетирование, тестирование, дидактические игры, краеведческие задания). Работа строится таким образом, чтобы в процессе краеведческого воспитания осуществляется формирование гражданских навыков у воспитанников через познавательный, досуговый, исследовательский блоки, а также через практические занятия. Содержание познавательного блока составляют сведения о природе нашего края, истории образования Республики и села, людях, населяющих родной край. Для того, чтобы занятия были интересны и не утомляли обучающихся, целесообразно предусмотреть смену видов деятельности: познавательной, игровой, творческой, трудовой, исследовательской. Активизации деятельности воспитанников способствуют занятия в оборудованном кабинете, экскурсии в музеи, коллективные творческие дела, встречи с интересными людьми и значительное место отводится практической деятельности. 1.2.Содержание программного материала Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая краткосрочная программа туристско-краеведческой направленности «Ярковское Наследие» состоит из 3-х основных образовательных модулей. В организации и проведении образовательных модулей задействованы педагоги дополнительного образования, специалисты по молодежной политике, методист и заместитель директора МАУ «Молодежный центр Ярковского муниципального района». 1 модуль – «Ярковские просторы» - изучение и сбор материала об истории создания Тюменской области, Ярковского района и населенных пунктов; -изучение и сбор материала о деятельности предприятий и организаций района, профориентационная работа с обучающимися; - изучение и сбор материала, посещение достопримечательностей и памятных мест. Итоги модуля: - вовлечение ребят в туристско-краеведческую деятельность на территории района посредством организации экскурсионно-познавательных маршрутов; 2 модуль - «История в Лицах» - изучение информации о ветеранах ВОВ, тружениках тыла и их семьях; - создание и сбор информации об обычаях и традициях народов, проживающих на территории района; -изучение информации об известных личностях, проживающих на территории района. Итоги модуля: - создание познавательных туристических маршрутов; - уборка памятников погибшим воинам. 3 модуль - «Ремесленная мастерская» - изучение истории «От древних ремесел до современных 3Dтехнологий»; - знакомство с мастерами декоративно-прикладного творчества Тюменской области; - знакомство с народными мастерами и умельцами Ярковского района. Итоги модуля: - создание электронного каталога Ярковского района «Ремесленная мастерская»; - создание познавательного туристического маршрута «Тропинками народных промыслов». Наиболее доступными формами реализации программы являются теоретические занятия, беседы, практические занятия, экскурсии и туристские прогулки, праздники, конкурсы и игры, продолжительность которых зависит от вида мероприятия, в каждом образовательном модуле промежуточной аттестацией является разработка социального проекта или исследовательской работы. Тематика занятий предусматривает ознакомление обучающихся со своим селом, родным краем, сбор и систематизация информации, участие в мастер-классах и фото-видео Комплексный подход к определенным кругом знаний съемках, реализации и встречи с программы умений, жителями позволит необходимых района. овладеть для более эффективного освоения образовательных модулей, приобретение навыков в проектной деятельности, поисково-краеведческой работе и участия в конкурсах, проектах и содействует в выборе будущей профессии. 1.3.Факторы риска Реализация программы в точном соответствии не всегда возможно. Причинами могут быть: 1. внеплановые мероприятия, проводимые МАУ «Молодёжный центр»; 2. учебные семинары; 3. эпидемия гриппа; 4. актированные дни. Для восполнения отставаний по программе могут проводиться дополнительные занятия, в том числе и индивидуальные. Составитель программы может корректировать программу без ущерба для образовательного процесса по программе, в том числе переставлять темы в соответствии с тематическим планированием, привлекать старших детей для помощи младшим в усвоении материала. 1. 2. 3.Модуль «Ремесленная мастерская» 3. Итого Практика Теория Всего Практика Теория Всего № п/ п 1.4. Учебный план в соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» (ред. от 29.12.2022) Очная форма обучения с Очная форма применением обучения Дистанционных технологий Наименование Форма Форма модуля итоговой итоговой аттестац аттестации ии Беседа, Беседа, выставка, 1.Модуль выставка защита проекта «Ярковские 72 24 48 72 24 48 онлайн(viber/ просторы» Zoom) Беседа, выставка, 2.Модуль Беседа, защита проекта тестировани «История в 72 24 48 е 72 24 48 лицах» онлайн(viber/Zoom) Беседа, выставка 72 24 48 72 24 48 216 72 144 216 72 144 Беседа, выставка, защита проекта онлайн(viber/ Zoom) Цель 1 модуля: Формирование у обучающихся гражданско-патриотических и духовно-нравственных деятельности. Задачи модуля: качеств средствами туристско-краеведческой - повышение уровня знаний школьников Ярковского района об истории родного края; - содействие профессиональной ориентации обучающихся; - изучение, сбор информации, фото-архивов, видео-сюжетов, роликов и систематизация информации о населенных пунктах, о предприятиях и организациях, о достопримечательностях района; - развитие внутреннего туризма Ярковского района; -повышение уровня узнаваемости Ярковского района среди районов Юга Тюменской области. Учебный план 1 модуля«Ярковские просторы» 3. Достопримечатель 24 8 16 Беседа, ности и памятные тестирование места Итого 72 24 48 Практика Форма итоговой аттестаци и 24 8 16 Входящая диагностика, беседа онлайн (Viber/Zoom) Теория Практика Теория Всего Форма итоговой аттестац ии 1. Вводное занятие 24 8 16 Входящая Истории создания диагностика, Тюменской беседа, области, тестирование Ярковского района, сел и деревень 2. Деятельность 24 8 16 Беседа, предприятий и тестирование организаций района Очная форма обучения с применением Дистанционных технологий Всего № п/ Наименование п модуля Очная форма обучения 24 8 16 Беседа, тестирование (Viber/Zoom) 24 8 16 Беседа, тестирование (Viber/Zoom) 72 24 48 Цель 2 модуля: Формирование у обучающихся гражданско- патриотических и духовно-нравственных качеств средствами туристскокраеведческой деятельности. Задачи модуля: - приобщение обучающихся к историческим событиям, историкокультурным ценностям, а также народным традициям и обычаям народов, проживающих на территории Ярковского района; - изучение, сбор информации, фото-архивов, видео-сюжетов, роликов и систематизация информации; - о ветеранах ВОВ, тружениках тыла и их семьях о народах, проживающих на территории района их обычаях и традициях; - о ветеранах и воинах локальных действий и спец. операций и их семьях. Учебный план 2 модуля «История в лицах» Вводное занятие «Никто не забыт, 1. ничто не забыто» Практика Теория Очная форма обучения с применением Дистанционных технологий Форма итоговой аттестации Входящая диагностика, 24 8 16 беседаонлайн (Viber/Zoom) Всего Практика Теория Форма итоговой аттестации Входящая диагностика, 24 8 16 беседа, тестирование Всего № Наименование п/ п модуля Очная форма обучения «Связь поколений Беседа, или Земля тестирование гостеприимных 2. людей» 24 8 16 Беседа, тестирование онлайн 24 8 16 (Viber/Zoom) Отцы и Дети – Защита судьбы ветеранов, пректа, 3. участников 24 8 16 беседа, локальных тестирование действий и Защита проекта, беседа, 24 8 16 тестирование онлайн спец.операций» Итого (Viber/Zoom) 72 24 48 72 24 48 Цель 3 модуля: Формирование у обучающихся гражданскопатриотических и духовно-нравственных качеств средствами туристскокраеведческой деятельности. Задачи модуля: - Изучение традиционных и народных ремесел, выявление современного состояния ремесел мастеров и умельцев Ярковского района, возрождение и сохранение. - Изучение, сбор информации, фото-архивов, видео-сюжетов, роликов сбор и систематизация информации о ремесленниках, мастерах и умельцах народного, декоративно-прикладного творчества. Учебный план 3 модуля «Ремесленная мастерская» 1. Вводное занятие От древних ремесел до современных 3Д технологий 2. Знаменитые мастера и умельцы Ярковского района Всего Практика Теория Практика Теория Очная форма обучения с применением Дистанционных технологий Форма итоговой аттестации Входящая 24 8 24 8 16 диагностика, беседа, тестирование, защита проекта 24 8 16 Беседа, 24 8 тестирование, защита проекта Всего № п/ Наименование п модуля Очная форма обучения Форма итоговой аттестации 16 Входящая диагностика, беседа онлайн (Viber/Zoom) 16 Беседа, тестирование, защита проекта онлайн(Vibe r/Zoom) 3. Народное декоративноприкладное искусство Итого 24 8 16 Выставка, беседа, тестирование 72 24 48 16 Беседа, тестирование, защита проекта онлайн(Vibe r/Zoom) 72 24 48 24 8 1.5.Содержание учебного плана Стратегическая сессия и презентация программы - вводный инструктаж - презентация программы, знакомство с руководителями и кураторами программы - знакомство с молодежными сообществами, проектными командами - создание проектных команд - закрепление экспертов и менторов-наставников проектных команд - командообразование Содержание 1 модуля «Ярковское Наследие» Тема №1 «Истории создания Тюменской области, Ярковского района, сел и деревень» Теория – 8 часов История создания Тюменской области – 4 часа История создания сел и деревень Ярковского района – 4 часа Практика- 16 часов Проектная деятельность - 4 часа Экскурсии по исторически значимым и природоохранным местам Ярковского района – 12 часа Тема №2 «Деятельность предприятий и организаций района» Теория – 8 часов История создания предприятий и организаций района– 8 часов Практика- 16 часов Проектная деятельность-2 часа Экскурсии по предприятиям и организациям района – 10 часов Организация и проведение Выставки «Дегустация профессий и пути к успеху» - 4 часа Тема №3 «Достопримечательности и памятные места района и Тюменской области» Теория – 8 часов Знакомство с достопримечательностями и памятными местами района и Тюменской области – 4 часа Перспективные направления туризма в районе и Тюменской области– 4 часа Практика - 16 часов Проектная деятельность - 2 часа Экскурсии по достопримечательностям и памятным местам –12 часов Организация и проведение туристических маршрутов – 2 часа Содержание 2 модуля «История в Лицах» Тема №1 «Никто не забыт, ни что не забыто» Теория – 8 часов Изучение исторических событий времен ВОВ связанных с жителями Ярковского района – 2 часа Изучение биографии Героев Советского союза и кавалеров Ордена славы Ярковского района - 2 часа Изучение биографии и знакомство с ветеранами ВОВ и их семьями – 2 часа Изучение биографии и знакомство с тружениками тыла и их семьями –2 часа Практика- 16 часов - конкурс рассказов "История одной фотографии - 2 часа - мини проект "Моё родословное древо" – 2 часа - экскурсии по историческим местам района и области 12- часов Тема №2 «Связь поколений или Земля гостеприимных людей» Теория – 8 часов - изучение календарных праздников, обычаев и традиций, народов проживающих на территории Ярковского района – 4 часа - организация и проведение национальных праздников - 4 часа Практика- 16 часов Проектная деятельность - 2 часа Экскурсии по этническим музеям и усадьбам района – 10 часов Организация фестиваля «ВКУСняшки» - 2 часа Организация и проведение познавательного туристического маршрута «Национальные узоры» - 2 часа Тема №3 «Отцы и Дети – судьбы ветеранов, участников локальных действий» Теория –8 часов Изучение исторических событий -2 часа Изучение биографии и знакомство с ветеранами и воинами локальных действий и спецопераций и их семьями – 4 часа Разработка проекта познавательного туристического маршрута по обелискам Памяти и комнатам Боевой славы Ярковского района -2 часа Практика- 16 часов - Круглый стол «Связь поколений» - 2 часа - познавательно туристические маршруты по обелискам Памяти и комнатам Боевой славы Ярковского района – 8 часов -встречи с почетными гражданами района и области-4 часа - уборка памятников погибшим воинам-2 часа Содержание 2 модуля «Ремесленная мастерская» Тема №1 «От древних ремесел до современных 3Dтехнологий» Теория – 8 часов - Изучение истории от древних ремесел до современных 3-Dтехнологий – 4 часа - Изучение народных ремесел Тюменской области – 4 час Практика- 16 часов - проектная деятельность - 2 часа - сбор и обработка информации о ремесленниках, мастерах и умельцах народного, декоративно-прикладного творчества - 4 часа - Творческая мастерская - 10 часов Тема №2 «Знаменитые мастера и умельцы Ярковского района » Теория – 8 часов - изучение информации о ремесленниках, мастерах и умельцах Ярковского района – 4 часа Практика- 16 часов - проектная деятельность-2 часа - знакомство и встречи с мастерами и ремесленниками Ярковского района, в рамках мастер классов - 2 часа - создание электронного каталога Ярковского района «Ремесленная мастерская»- 2 часа -Творческая мастерская -10 часов Тема №3 «Народное декоративно-прикладное искусство» Теория – 8 часов - изучение информации о народном декоративно-прикладном искусстве Практика- 16 часов -Творческая мастерская - 8 часов - встреча с семьей Важениных. Круглый стол и мастер класс «Выращивание ивы в домашних условиях и плетение из лозы» - 2 часа - сбор и обработка информации для электронного каталога Ярковского района «Ремесленная мастерская» - 6 часов 1.6. Планируемые результаты, формы аттестации и оценочные материалы Планируемые результаты 1.Обучающиеся будут знать: - об особенностях населения, проживающих на территории района, социальной и культурной жизни своего края; о материальной и духовной культуре родного края; - о гражданских качествах, патриотическом отношении к России и своему району, региону, личностно-ценностное отношение к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства; - использование полученных знаний в дальнейшей учебе как предпрофессиональное образование, а также путем участия в конкурсах, викторинах, краеведческих чтениях, научно-практических конференциях, круглых столах и т.д. 2. Обучающиеся будут уметь: - соотносить даты событий истории района с основными периодами отечественной истории; - понимать причины и значения событий и явлений повседневной жизни. 3. Обучающиеся будут владеть: - правилами составления экскурсий; - потребностью в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков. Формы контроля При реализации программы используются 2 вида контроля: входящий, итоговый контроль результативности освоения программы. Входящий контроль - это оценка начального уровня образовательных возможностей обучающихся при поступлении в объединение впервые. Итоговый контроль - это оценка уровня и качества освоения Программы по итогам учебного года. Результаты фиксируются в протоколе мониторинга. Формы проведения контроля определены в соответствии с учебным планом. В начале обучения среди обучающихся проводится входящий контроль, позволяющий педагогу оценить уровень базовых знаний о своем крае. Контроль проводится в форме тестирования и беседы на первых занятиях в начале учебного года. В конце каждого учебного года проводится итоговый контроль позволяющий оценить усвоение материала обучающимися. Итоговое занятие проводится в форме выставки творческих работ и проектов. 1.7. Мониторинг образовательных результатов В ходе итогового контроля (защита проектных работ) устанавливаются следующие уровни достижения планируемых результатов: высокий, средний, низкий (неудовлетворительный) в соответствии со следующими показателями. Вся информация об аттестации по каждому обучающемуся заносится в протокол аттестации (Приложение2). - Высокий: Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии, делает собственные выводы. - Средний: Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. - Низкий: Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и не полные знания и не умеет применять их в решении конкретных вопросов. Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1.Рабочая программа воспитания Программа воспитания является компонентом Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела - целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». Основными направлениями воспитательной работы являются: 1. Техническое направление (изготовление поделок, моделей, участие в выставках); 2. Патриотическое (ценности Родины и природы, уважительного отношения к национальным героям); 3. Социальное (ценности человека, семьи, дружбы, коллективная ответственность, умение взаимодействовать с другими членами коллектива); 4. Познавательное направление воспитания (ценность знания); 5. здоровья); Физическое и оздоровительное направления воспитания (ценность 6. Трудовое и профориентационное: формирует знания, представления о трудовой деятельности, выявляет творческие способности и профессиональные направления обучающихся. Цель и задачи программы воспитания Цель: создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме. Задачи: Развить способности и творческий потенциал каждого ребенка, социальные, нравственные, физические, интеллектуальные, эстетические качества; Создать благоприятные условия для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями; организовывать профориентационную работу с учащимися; организовывать работу с семьями учащихся, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития детей; Результат воспитания – это достигнутая цель, те изменения в личностном развитии обучающихся, которые они приобрели в процессе воспитания. Формы работы направлены на: 1. Работа с коллективом учащихся: - формирование навыков по этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования (коммуникация и кооперация); обучение практическим умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других; развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в процессе участия в совместной общественно–полезной деятельности; селу. 2. содействие формированию активной гражданской позиции; воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему Работа с родителями: организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации); содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность объединения (организация и проведение открытых занятий для родителей, тематических мероприятий, походов в течение года); Планируемые результаты: создание благоприятных условий и возможностей полноценного развития личности; развитие мотивации и личности к познанию и творчеству; для сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов; формирование позитивной самооценки, умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности; усиление роли семьи в воспитании детей. 2.2. Календарный план воспитательной работы Конкурсные мероприятия, различного уровня Мероприятия, организуемые для обучающихся и их родителей Сроки проведения Конкурс на лучшую проектную команду Экскурсии по достопримечательностям и памятным местам района. Круглый стол «Связь поколений». Мастер-классы Сентябрь-май Сентябрьмай Организация и проведение Выставки – Форума «Дегустация профессий и пути к успеху». Фестиваль «ВКУСняшки». Конкурс социальных проектов. 2.3. Организационно-педагогические условия реализации программы Методическое обеспечение программы В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание. Основные формы проведения занятий – беседы, конкурсы, сюжетноролевые игры, экскурсии, викторины, театрализованные обрядовые действия, работа с источниками интернет-сайтов, составление текстов экскурсий на основе научного краеведческого материала. В качестве дидактического материала используются: раздаточный материал; наглядные пособия; краеведческая литература для чтения; книги, брошюры, газетные материалы; картографические пособия по родному краю; фотографии; тесты, кроссворды по темам; видеоматериалы с документальными фильмами о ВОВ, об экскурсиях и т.д. компьютерные презентации по темам; аудиозаписи с народными и патриотическими песнями. 2.4. Календарный учебный график Продолжитель ность учебного года 1 год 1 год 1 год Учебный год Продолжительн ость (продолжитель занятий в ность неделю обучения) 3 раза в неделю, по 2 72 часа академических часа (по 45 минут) 3 раза в 72 часа неделю, По 2 академических часа (по 45 минут) 3 раза в 72 часа неделю, по 2 академических часа (по 45 минут) Наименование модуля Модуль «Ярковские просторы» Модуль «История в лицах» Модуль «Ремесленная мастерская» 2.5. Материально-техническое обеспечение программы Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, газеты. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Аудиотехника и телевизионное оборудование. 2.6. Требования техники безопасности Инструктаж по технике безопасности обучающихся проводит педагог не реже двух раз в год. Для обучающихся, пропустивших инструктаж по уважительной причине, - в день выхода на занятия; для обучающихся, поступивших в течение учебного года – в первый день их занятий. Этот инструктаж включает в себя: информацию о режиме занятий, правилах поведения обучающихся во время занятий, во время перерывов в помещениях, на территории учреждения, инструктаж по пожарной безопасности, по электробезопасности, правила поведения в случае возникновения чрезвычайной ситуации, по правилам дорожно- транспортной безопасности, безопасному маршруту в учреждение и т.д. (Инструкция1). Кроме этого, в процессе реализации программы проводится инструктаж при участии в массовых мероприятиях (Инструкция 2). 2.7. Кадровое обеспечение программы Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) направленности дополнительной осваиваемой учащимися, которого, или как правило, соответствует общеобразовательной преподаваемому программы, учебному курсу, дисциплине (модулю). Дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности осваиваемой дополнительной учащимися, или общеобразовательной преподаваемому программы, учебному курсу, дисциплине (модулю). При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. 2.8. Оценочные материалы Для входящего контроля уровня достижений обучающихся использованы такие способы, как: - Беседа, тестирование. Для проведения итоговой аттестации: - Защита проекта. Список используемой литературы и информационных ресурсов 1. Арцев М.Н. Учебно – исследовательская работа учащихся // Завуч.2005.- №6. 2. Атлас Тюменской области [Карты] / сост. Тюменской комплексной экспедицией геогр. ф-та МГУ совместно с ф-кой № 4 ГУГК / под ред. И. П. Заруцкой. – М.; Тюмень: ГУГК, 1971-1976. – 2 т. 3. Внеклассная работа по истории: Краеведение.- М., 1975. 4. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения.- Собр. соч.: в 6-ти т.-Т1.- М.: Педагогика, 1982.- 487с. 5. Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников// Фундаментальные исследования .- 2005.- № 4.- С.35 6. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская.- М.: Вербум,2001. Административно-территориальное деление Тюменской области (XVII – XX вв.) [Текст] / под ред. В. П. Петровой. – Тюмень: ООО ТНЦ «ТюменНИИГипрогаз», ФГУ ИПП «Тюмень», 2003. – 304 с. 7. Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров) [Электронный ресурс]: Приложение к письму Департамента дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики Минобрнауки России от 26.10.2012 № 09-260. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70304056/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ Приложение 2. Инструкция 1 Инструкция по технике безопасности для обучающихся Общие правила поведения для обучающихся Молодежного центра устанавливают нормы поведения в здании на территории учреждения. Обучающиеся должны бережно относиться к имуществу, выполнять правила внутреннего распорядка: – Не включать самостоятельно приборы и иные технические средства обучения; – поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте; – При работе с острыми, режущими инструментами надо соблюдать инструкции по технике безопасности; – размещать приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание; – при обнаружении каких-либо неисправностей в состоянии используемой техники, прекратить работу и поставить в известность педагога; Правила поведения во время перерыва между занятиями: Обучающиеся обязаны использовать время перерыва для отдыха. Во время перерывов (перемен) обучающимся запрещается шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по лестницам, вблизи оконных проёмов и в других местах, не приспособленных для игр; толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу для решения любого рода проблем; употреблять непристойные выражения и жесты в адрес любых лиц, запугивать, заниматься вымогательством, производить любые действия, влекущие опасные последствия для окружающих. На территории образовательного учреждения: – Запрещается курить и распивать спиртные напитки на территории. – Запрещается пользоваться осветительными и нагревательными приборами с открытым пламенем и спиралью. Правила поведения для обучающихся во время массовых мероприятий: – Во время проведения соревнований, конкурсов, экскурсий, походов и т.д. обучающийся должен находиться со своим педагогом и группой. – Обучающиеся должны строго выполнять все указания педагога при участии в массовых мероприятиях, избегать любых действий, которые могут быть опасны для собственной жизни и для жизни окружающих. – Одежда и обувь должна соответствовать предполагаемому мероприятию (соревнованию, конкурсу, экскурсии, походам). – При возникновении чрезвычайной ситуации немедленно покинуть здание через ближайший выход. Требования безопасности в аварийных ситуациях: – При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию педагога в организованном порядке, без паники. – В случае травматизма обратиться к педагогу за помощью. – При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщить педагогу или другому работнику учреждения. Правила поведения детей и подростков в случае возникновения пожара: – При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно сообщить педагогу. – При опасности пожара находиться возле педагога. Строго выполнять его распоряжения. – Не поддаваться панике. Действовать согласно указаниям работников учебного заведения. – По команде педагога эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком. При этом не бежать, не мешать своим товарищам. – При выходе из здания находиться в месте, указанном педагогом. Старшеклассники должны знать план и способы эвакуации (выхода из здания) на случай возникновения пожара, места расположения первичных средств пожаротушения и правила пользования ими. – Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой. Внимание! Без разрешения администрации педагогических работников учреждения воспитанникам не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества. Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) обучающиеся обязаны немедленно сообщить работникам образовательного учреждения. Правила поведения детей и подростков по электробезопасности: – Неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть: шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети. – Отключение прибора производится в обратной последовательности. Не вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками. – Перед включением проверьте исправность розетки сети, вилку и сетевой шнур на отсутствие нарушения изоляции. – Прежде чем включить аппарат внимательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации, и помните о мерах предосторожности: – Не загораживайте вентиляционные отверстия, они необходимы для предотвращения перегрева; Во избежание несчастных случаев не включайте аппарат при снятом корпусе; – При прекращении подачи тока во время работы электрооборудованием или в перерыве работы, отсоедините его от электросети; – Запрещается разбирать и производить самостоятельно ремонт самого оборудования, проводов, розеток и выключателей; – Не подходите к оголенному проводу и не дотрагивайтесь до него (может ударить током). Правила для безопасности: детей и подростков по дорожно-транспортной Правила безопасности для обучающихся по пути движения и обратно – Когда идете по улицам, будьте осторожны, не торопитесь. Идите с только по тротуару или обочине подальше от края дороги. Не выходите на проезжую часть улицы или дороги. – Переходите дорогу только в установленных местах, на регулируемых перекрестках на зеленый свет светофора. На нерегулируемых светофором установленных и обозначенных разметкой местах соблюдайте максимальную осторожность и внимательность. Даже при переходе на зеленый свет светофора, следите за дорогой и будьте бдительны -может ехать нарушитель ПДД. – Не выбегайте на проезжую часть из-за стоящего транспорта. Неожиданное появление человека перед быстро движущимся автомобилем не позволяет водителю избежать наезда на пешехода или может привести к иной аварии с тяжкими последствиями. Переходите улицу только по пешеходным переходам. При переходе дороги сначала посмотрите налево, а после перехода половины ширины дороги - на право. - Когда переходите улицу, следите за сигналом светофора: красный СТОП все должны остановиться; желтый - ВНИМАНИЕ - ждите следующего сигнала; зеленый – ИДИТЕ – можно переходить улицу. - Если не успели закончить переход и загорелся красный свет светофора, остановитесь на островке безопасности. - Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом - помните, что автомобиль мгновенно остановить невозможно, вы рискуете попасть под колеса. Действия при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство: Признаки, которые могут указать на наличие взрывного устройства: 1. Наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты; 2. Подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом; От предмета исходит характерный запах миндаля или 3. другой необычный. Причины, служащие поводом для опасения: Нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета. 1. Действия: 1. Не трогать, не поднимать, не передвигать обнаруженный предмет! 2. Не пытаться самостоятельно разминировать взрывные устройства или переносить их в другое место! 3. Воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе мобильных телефонов вблизи данного предмета; 4. Немедленно сообщить об обнаруженном подозрительном предмете администрации учреждения; 5. Зафиксировать время и место обнаружения подозрительного предмета; 6. По возможности обеспечить охрану подозрительного предмета, обеспечив безопасность, находясь, по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания или коридора). Действия администрации при получении сообщения об обнаруженном предмете, похожем на взрывное устройство: – убедиться, что данный обнаруженный предмет по признакам указывает на взрывное устройство; – по возможности обеспечить охрану подозрительного предмета, обеспечив безопасность, находясь по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания или коридора); – немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в правоохранительные органы; – необходимо организовать эвакуацию постоянного состава и учащихся из здания и территории учреждения, минуя опасную зону, в безопасное место. Далее действовать по указанию правоохранительных органов. представителей Инструкция 2 Инструкция при проведении массовых мероприятий. К участию в массовых мероприятиях допускаются воспитанники, прошедшие инструктаж по охране труда. Участники массового мероприятия обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Требования безопасности перед проведением массового мероприятия: Проверить помещение, где будут проводиться массовые мероприятия, провести влажную уборку. Требования безопасности мероприятия: во время проведения массового Строго выполнять все указания руководителя при проведении массового мероприятия, самостоятельно не предпринимать никаких действий. Требования безопасности в аварийных ситуациях: При возникновении пожара немедленно начать эвакуацию из здания. При получении участником массового мероприятия травмы немедленно сообщить об этом руководителю. Требования безопасности по окончании массового мероприятия: Убрать в отведенное место инвентарь и оборудование. Тщательно проверить помещение и провести влажную уборку. Проверить противопожарное состояние помещений, закрыть окна, форточки, фрамуги и выключить свет. Приложение 2. Протокол аттестации обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе Группа № № Фамилия,имя Год обучения_ Уровень достижения предметных результатов Дата проведения Уровень достижения личностных результатов Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Итого (кол-во/%) Педагог /