Содержание Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» ............................... 3 1.1. Пояснительная записка ....................................................................................... 4 1.2. Цели и задачи ...................................................................................................... 7 1.3. Планируемые результаты ................................................................................... 8 1.4. Учебный план.Содержание учебного плана .................................................... 12 Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий» ................... 19 2.1. Календарный учебный график ......................................................................... 19 2.2. Формы контроля. Оценочные материалы. ....................................................... 19 2.3. Методическое обеспечение Программы. ......................................................... 20 2.4. Рабочая программа. ........................................................................................... 20 2.5. Рабочая программа воспитания. ....................................................................... 25 2.6. Материально – техническое обеспечение программы. ................................... 29 2.7. Кадровое обеспечение . ..................................................................................... 29 2.8. Информационное обеспечение Программы .................................................... 29 Приложения .............................................................................................................. 31 Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Добро» разработана в соответствии с нормативно-правовыми требованиями развития дополнительного образования на основе: - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022); - Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р (ред. от 15.05.2023 № 1230-р). - Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р; - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; - Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», - Распоряжения Правительства Тюменской области от 01.07.2022 года №565-рп «О разработке и реализации региональной модели приема (зачисления) детей на обучение по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации 3 от 18.11.2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»; - Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ "Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» и направленные Письмом от 18 ноября 2015г. № 09-3242; – Устава МАУ «Молодежный центр Ярковского муниципального района»; - Иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тюменской области, Ярковского муниципального района, МАУ «Молодежный центр Ярковского муниципального района», регулирующими вопросы приема на обучение. 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Добро» имеет социально-гуманитарную направленность. Модульное построение программы способствует приобретению ключевых компетенций, дальнейшее применение которых возможно во многих жизненных ситуациях, образовательной и профессиональной сферах. Актуальность дополнительной образовательной (общеразвивающей) программы «Добро» обусловлена потребностью современного общества в социальной активной личности, которая умеет самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, воспитанная на общественных ценностях, гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, способной оказать безвозмездную помощь любому человеку, не зависимо от его положения в обществе. 4 В период массовой информации жизненного пространства ребёнок постоянно делает выбор, противостоит жизненным соблазнам, пытается сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Сегодня действуют множество волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Новизна программы: Развитие добровольческого движения входит в число приоритетных направлений государственной молодежной политики. Добровольчество является одним из эффективных способов получения молодежью новых знаний, развитию навыков общественной деятельности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции Занятия обучающихся в волонтёрских группах позволяют сохранить и укреплять человеческие ценности, способствует личностному росту и развитию социальных связей. Обучающиеся, активно занимающиеся добровольчеством, получают навыки и умения организации мероприятий и акций, общения с различными категориями населения, что делает их более конкурентоспособными на рынке труда. Адресат программы. Целевая аудитория: дети и подростки от 7 до 17 лет. Программа рассчитана на обучающихся в количестве 148 человек. Группы формируются разновозрастные, количество обучающихся в группах: до 30 человек. Срок реализации Программы 72 часа, 18 учебных недель (4 часа в неделю). 5 Продолжительность одного учебного часа составляет 45 минут. Для обучающихся 1-х классов продолжительность учебного часа составляет – 40 минут, а при реализации программы с применением дистанционных технологий – 30 минут. Количество в группе не более 30 человек. Формы обучения – очная. Для обеспечения непрерывности реализации программы применяется дистанционные образовательные технологии. Обучение осуществляется на основе цифровых образовательных ресурсов Материалы для изучения и вспомогательные материалы размещаются в формате онлайн. Занятия проходят в формате видеоконференц-связи через сервисы Zoom, Google Meet, Skype. Так же при необходимости педагогом проводятся индивидуальные консультации с обучающимися. Видеоуроки могут отправляться обучающимся по электронной почте. Практические занятия преимущественно осваиваются очно, в непосредственном контакте с педагогом. Организация обучения при использовании дистанционных образовательных технологий основывается на принципах: общедоступности, индивидуализации обучения, помощи и наставничества; адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения занятий с применением дистанционных образовательных технологий; гибкости, дающий возможность участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время. Для детей, проживающих в отдалённых сельских поселениях осуществляется дистанционная форма обучения (с использованием Skype) и выезда на территорию населённого пункта. 6 Педагогическая целесообразность. Внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Волонтерское движение может помочь окружающим осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию. Основной идеей программы является – воспитывать тех, кто способен помочь не только словами жалости, а реальной помощью, основанной на уважении к человеку. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной деятельности. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Волонтерская деятельность поможет детям поменяться внутренне. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим. 1.2. Цели и задачи Цель обучения: вовлечь детей в волонтерское движение. Создать условия для первоначальной подготовки волонтёров за счет передачи им основных знаний о добровольчестве и универсальных компетенций, необходимых для осуществления волонтёрской деятельности по любому направлению. Формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, активной жизненной и гражданской позиции, способствующей самоопределению и самореализации личности ребенка через участие его в волонтерском движении. Задачи обучения - обучающие формировать активную жизненную позицию детей и стремление заниматься волонтерской деятельностью; 7 - развивающие формировать позитивное влияние при выборе жизненных ценностей через творческую активность, повышать уровень знаний о здоровом образе жизни; - воспитательные сформировать сплоченную добровольческую команду волонтеров для реализации социальных проектов. Отличительной особенностью программы Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Данная программа призвана сформировать в участниках добровольческого объединения лидеров, способных вести за собой своих сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел. Но содержание проектов, входящих в программу, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей. 1.3. Планируемые результаты В результате реализации программы обучающиеся должны: Знать: - историю волонтерского движения в России; - социальные аспекты волонтерской деятельности; - основные направления волонтерской деятельности; - особенности организации волонтерской деятельности; - технологический процесс волонтерской деятельности; - правовые основы, формы и методы привлечения и поиска средств для организации и проведения волонтерских мероприятий. Уметь: - обобщать полученные знания; анализировать опыт волонтерской деятельности; - организовывать волонтерскую команду для участия в событийных мероприятиях; 8 - проектировать волонтерские акции различной направленности, проектировать собственную волонтерскую деятельность, активизировать собственные личностные ресурсы, способствующие саморазвитию и самореализации, способности нести ответственность за качество своей деятельности. Владеть: - теоретико-правовыми основами в организации добровольческой деятельности; - навыками составления текстов, информационных писем, пресс-релизов и т. д; - навыками организации волонтерских акций и проектов; умения кооперации и организации работы в коллективе на основе толерантности, диалога и сотрудничества; самостоятельной разработки социальных проектов в области организации добровольческой деятельности; методами социальнопроектной и прогностической деятельности. технологией организации и проведения добровольческих мероприятий; планирования и организации волонтѐрского мероприятия; Личностные результаты: - формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 9 - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности формирование ответственности, самокритичности, самоконтроля; - умение работать в группе; - умение рационально строить самостоятельную деятельность; - умение грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки; - умение доводить работу до логического завершения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: - умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной работы; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих или технических задач; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность; - осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких результатов. - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, - расширении круга приёмов составления разных типов плана; - расширении круга структурирования материала; - умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность; - обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.); 10 - умении организовывать волонтёрскую деятельность; - способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников. Предметные результаты: 1. Пропаганда ЗОЖ 2. Формирование толерантности – организация досуга 3. Активность участия 4. Умения планировать работу волонтеров 5. Самостоятельность 6. Права и обязанности волонтеров 7. Основные направления деятельности волонтеров 8. Основные направления деятельности волонтеров 9. Основные формы работы волонтеров 10. Издавать агитационную печатную продукцию 11. Организовывать и проводить различные мероприятия 12. Аргументировано отстаивать свою позицию 13. принимать общечеловеческие ценности. Способы и формы выявления результатов: опрос, наблюдение, конкурсы, акции, дискуссии, ролевые игры. Способы и формы фиксации результатов: грамоты, дипломы, тестирование, фото. Способы и формы предъявления результатов: конкурсы, акции, мероприятия, презентации. Для определения качества обученности по данной программе используется уровневая оценка: стартовый, базовый. Результат прохождения первого модуля – тестирование и второго модуля – совместная работа каждой группы по выпуску буклета на свободную тему. 11 1.4. Учебный план. Содержание учебного плана Учебный план в соответствие с ФЗ №273 «Об образовании в РФ» (ред. от 29.12.2022) Практика Модуль «Я волонтер» 28 2. Модуль «Мы вместе» 44 Входящая 28 7 21 Входящая диагностика, диагностика, педагогическое педагогическое наблюдение, беседа наблюдение, беседа, онлайн (Viber/Zoom) тестирование 11 33 Педагогическое 44 11 33 Педагогическое наблюдение, беседа, наблюдение, беседа, Творческая работа по Творческая работа по выпуску буклета выпуску буклета онлайн(viber/Zoom) Итого 7 Теория 1. Форма итоговой аттестации Всего Теория Наименование модуля Очная форма обучения с применением дистанционных технологий Всего № п/п Практика Очная форма обучения Форма итоговой аттестации 21 72 18 54 72 18 54 Содержание учебного плана 1 модуль - «Я волонтер». Образовательная задача модуля: сформировать сплоченную команду волонтеров, имеющих активную жизненную позицию, познакомить с теоретическими и практическими основами волонтерского движения, наладить контакты с другими волонтерскими отрядами. Теория: - ознакомление с содержанием программы; - вводные беседы «Кто такие волонтеры?», «Деятельность волонтеров»; - понятиями акции, виды акций, правила проведения акций; Практика: - создание команды волонтеров; - участие в акциях «Вредные привычки», «Праздничное настрое», «Новогодние сюрпризы», «Пропаганда ЗОЖ». 12 Диагностическая оценка уровня: тестирование 2 модуль - «Мы вместе». Образовательная задача модуля: организовать социально-значимую деятельность, адресную помощь престарелым, детям-инвалидам, людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Теория: - ораторское искусство; - кто такой организатор; - организаторские способности. Практика: - участие, организация и проведение различных акций, соревнований, мероприятий в соответствии с содержанием программы; - подведение итогов, анализ деятельности. - волонтерская помощь; - мероприятия, акции. Диагностическая оценка проведение акций, защита творческой работы по выпуску буклета. На занятиях обучающиеся узнают о том, кто такие волонтеры, чем они занимаются, развивают свои организаторские и лидерские способности, улучшают навыки общения со сверстниками, становятся единой, сплоченной командой. Все занятия проходят в тренинговой форме. «Акции» - на занятиях дети знакомятся с понятием и значением слова «акции», с видами акций, разрабатываются и реализуются акции. Параллельно проходят развивающие тренинги. «Волонтерская помощь» - на занятиях организуется социально-значимая деятельность: - организация агитационной и просветительской деятельности среди населения; - организация культурно-массовых мероприятий; - пропаганда и реклама здорового образа жизни. 13 Так же обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании, - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, пожилые люди. Оказываем им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные в период подготовки. Учебный план 1 Модуль «Я волонтер» в соответствие с ФЗ №273 «Об образовании в РФ» (ред. от 29.12.2022) Волонтерская деятельность. 9 4 5 2. Акции. 19 3 16 28 7 21 Итого Практика Практика 1. Форма итоговой аттестации Теория Теория Наименование темы Всего № п/п Очная форма обучения с применением дистанционных технологий Всего Очная форма обучения Входящая диагностика, педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа, тестирование 9 4 5 Входящая диагностика, 19 3 16 28 7 21 Форма итоговой аттестации педагогическое наблюдение, беседа онлайн (Viber/Zoom) Педагогическое наблюдение, беседа онлайн, тестирование (Viber/Zoom) В этом модуле «Я волонтер» обучающиеся ознакомятся с понятием волонтер, видами деятельности волонтеров, правилами и обязанностями волонтера. Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерское движение способствует повышению активности обучающихся, созданию условий функционированию добровольческих отрядов, становлению лидеров, раскрытию потенциала личности, ее талантов, способностей, возможностей, развитию индивидуальных особенностей и эмоциональной сферы, раскрытию и осознанию своей уникальности. Таким образом, в процессе подготовки и реализации добровольческой деятельности обучающиеся обретают уверенность в своих способностях и выстраивают новые социальные связи, обучаются новым навыкам, получают возможность найти себя и заложить в 14 свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь, стать полноценным членом общества. Образовательные задачи модуля: Обучающие познакомить с теоретическими и практическими основами волонтерского движения; Развивающие наладить контакты с другими волонтерскими отрядами, (в том числе интерактивных) изучение их опыта; Воспитательные провести мероприятия на сплочение коллектива (игры, тренинги, упражнения, анкетирование), воспитание доброты, чуткости, сострадания. Формы организации занятий: - практические; - словесные; - учебно-игровые. Методы организации занятий (по степени активности познавательной деятельности): - объяснительный; - иллюстративный; - проблемный. Учебный план 2 Модуль «Мы вместе» в соответствие с ФЗ №273 «Об образовании в РФ» (ред. от 29.12.2022) 9 Практика 5 Форма итоговой аттестации Теория 14 Очная форма обучения с применением дистанционных технологий Всего Волонтерская помощь. Практика 1. Наименование темы Теория № п/п Всего Очная форма обучения Педагогическое наблюдение, беседа 14 5 9 Форма итоговой аттестации Педагогическое наблюдение, беседа онлайн (Viber/Zoom) 15 2. «Азбука добра». 12 3. Акции. 18 Итого 6 6 18 Педагогическое наблюдение, беседа 12 6 Педагогическое 18 наблюдение, беседа, Творческая работа по выпуску буклета 44 11 33 6 Педагогическое наблюдение, беседа онлайн (Viber/Zoom) 18 Педагогическое наблюдение, беседа, Творческая работа по выпуску буклета онлайн (Viber/Zoom) 44 11 33 Модуль «Мы вместе» способствует формированию чувства внимания и заботы детей. Занятия организаторских способствуют способностей, совершенствованию развивают ораторских, организационно-творческие способности. Знания и умения, полученные на занятиях, применяются ими в процессе проведения мероприятий. В модуль включены не только игры и праздники развлекательного характера, но социальные мероприятия, акции, направленные на приобретение практических навыков, которые пригодятся в жизни. Проводя мероприятие, дети учатся оценивать его: какие качества проявил каждый, что было хорошо, что плохо, что нужно исправить в будущем. Каждому предоставляется право «выбора» для проведения мероприятия, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, уверенно. В процессе оказания помощи пожилым людям и инвалидам происходит обоюдное общение и необходимое сближение волонтера с пожилым человеком – умудренным жизнью, опытом и профессионализмом. Происходит обмен сторон информацией, знаниями и социальными навыками между представителями различных социальных групп населения. Способствует возрождению лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания, оказание посильной помощи нуждающимся. Образовательные задачи модуля: Обучающие организовать агитационную и просветительскую деятельность среди населения. 16 Развивающие организовать помощь престарелым и ветеранам труда и ВО, детям-инвалидам и с ОВЗ, оказавшимся в ТЖС, организовать участие в благотворительных акциях. Воспитательные пропагандировать здоровый образ жизни. Формы организации занятий: - практические; - словесные; - учебно-игровые. Методы организации занятий (по степени активности познавательной деятельности): - объяснительный; - иллюстративный; - проблемный. Содержание 1 модуля «Я волонтер» 28 часов Теория: - ознакомление с содержанием программы; - вводные беседы «Кто такие волонтеры?», «Деятельность волонтеров»; - понятиями акции, виды акций, правила проведения акций; Практика: - создание команды волонтеров; - участие в акциях «Вредные привычки», «Праздничное настрое», «Новогодние сюрпризы», «Пропаганда ЗОЖ». Диагностическая оценка уровня: тестирование Содержание 2 модуля «Мы вместе» 44 часа Теория: - ораторское искусство; - кто такой организатор; 17 - организаторские способности; Практика: - участие, организация и проведение различных акций, соревнований, мероприятий в соответствии с содержанием программы; - подведение итогов, анализ деятельности. - волонтерская помощь; - мероприятия, акции; Диагностическая оценка проведение акций, защита творческой работы по выпуску буклета. На занятиях обучающиеся узнают о том, кто такие волонтеры, чем они занимаются, развивают свои организаторские и лидерские способности, улучшают навыки общения со сверстниками, становятся единой, сплоченной командой. Все занятия проходят в тренинговой форме. «Акции» - на занятиях дети знакомятся с понятием и значением слова «акции», с видами акций, разрабатываются и реализуются акции. Параллельно проходят развивающие тренинги. «Волонтерская помощь» - на занятиях организуется социально-значимая деятельность: - организация агитационной и просветительской деятельности среди населения; - организация культурно-массовых мероприятий; - пропаганда и реклама здорового образа жизни. Так же обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании, - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, пожилые люди. Оказываем им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные в период подготовки. 18 Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график Время действия программы Количес Срок Возрас Количес Наполня Недельн Требования к тво обучен т тво емость ая спортивной учебных ия (лет) групп групп нагрузка подготовленн недель (чел.) (акад. ости час) Начало Окончание учебного учебного года года октябрь февраль 18 72 часа 7-17 5 до 30 1 (4 раза в неделю) Без требований 2.2. Формы контроля. Оценочные материалы. Время проведения октябрь Декабрь Февраль Цель проведения Формы контроля Входящая диагностика Определение уровня развития Беседа, опрос, тестирование, детей, творческих Методика Г.Девиса на определение способностей. творческих способностей обучающихся. Тестирование на основе материалов Р.В.Овчаровой «Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся» Промежуточная аттестация Определение степени усвоения Мониторинг приобретенных знаний и обучающимися учебного умений материала. Определение обучающихся, конкурсы, фестивали, результатов обучения открытое занятие, тестирование, анкетирование. Методика Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха обучающихся. Итоговая аттестация Определение изменения Творческая работа по выпуску буклета уровня развития обучающихся, их творческих способностей Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное обучение). Получение сведений для совершенствования 19 образовательной программы и методов обучения. Оценочные материалы в соответствие с ФЗ №273 «Об образовании в РФ» (ред. от 29.12.2022) Система отслеживания и оценивания результатов обучения происходит во время собеседования, проведения мероприятий, акций, а так же в процессе педагогического наблюдения. Анализ результатов: степень активности обучающихся в группах, уровень знаний, умений, показанных обучающимися в работе, рекомендации к совершенствованию. Уровень обученности учащихся отслеживается во время проведения конкурсов, викторин, акций, в процессе педагогического наблюдения. Критерии оценки уровня обученности учащихся: Оценка по теории и практике проводится по 3-х бальной системе: 1 балл – низкий уровень; 2 балла – средний уровень; 3 балла – высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков. - Высокий уровень – обучающийся в совершенстве владеет знаниями и умениями по программному материалу, выполняет задания самостоятельно, вносит в работу элементы творчества. - Средний уровень обученности – обучающийся на достаточном уровне владеет знаниями и умениями по программному материалу, выполняет задание самостоятельно. - Низкий уровень обученности – обучающийся не достаточно владеет знаниями и умениями по программному материалу, не может выполнить задание самостоятельно. 2.3. Методическое обеспечение Программы. Для реализации программы «Добро» используются следующие методы обучения: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: 20 – словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); – наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу); – практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся: – объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию; – репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; – частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; – исследовательский - самостоятельная творческая работа обучающихся. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях: – фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися; – индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; – групповой - организация работы в группах; – индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у обучающихся интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: – показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов моделей; 21 – демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность обучающимся закрепить их в практической деятельности. Для организации дистанционного обучения: Проведение занятий на платформе онлайн-конференций Zoom/ Общение с родителями в приложении-мессенджере Viber/ Методическое сопровождение программы: – методические разработки и планы-конспекты занятий, инструкционныекарты, схемы пошагового конструирования; – дидактические и психологические игры; – учебный план; – календарно-тематический план; – ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подборусхем изготовления конструкций; – комплекты заданий; – таблицы для фиксирования результатов образовательных результатов; – методическая литература для педагогов по организации конструирования. 2.4. Рабочая программа 1 Модуль «Я волонтер» В этом модуле учащиеся ознакомятся с понятием волонтер, видами деятельности волонтеров, правилами волонтера. Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение способствует повышению активности учащихся, созданию условий функционированию 22 добровольческих отрядов, становлению лидеров, раскрытию потенциала личности, ее талантов, способностей, возможностей, развитию индивидуальных особенностей и эмоциональной сферы, раскрытию и осознанию своей уникальности. Таким образом, в процессе подготовки и реализации добровольческой деятельности учащиеся обретают уверенность в своих способностях и выстраивают новые социальные связи, обучаются новым навыкам, получают возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь, стать полноценным членом общества. Цель: сформировать сплоченную команду волонтеров, имеющих активную жизненную позицию Задачи: - познакомить с теоретическими и практическими основами волонтерского движения; - провести мероприятия на сплочение коллектива (игры, тренинги, упражнения, анкетирование); - наладить контакты с другими волонтерскими отрядами, (в том числе интерактивных) изучение их опыта; Личностные *формирование духовнонравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру; *формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Ожидаемые результаты 1 Модуль «Я волонтер» Предметные должны овладеть следующими навыками: *позитивного общения; * принятия решения; *решения проблем; *критического мышления; *межличностных контактов; *умения постоять за себя и договориться с другими; *сопротивления негативному групповому давлению сверстников; *формирование позитивного «Образа Я». Метапредметные *умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов; * умение и способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу; *умение обмениваться информацией; *умение дискутировать и защищать свою точку зрения; *умение выступать на публике. 23 2 Модуль «Мы вместе» Модуль «Мы вместе» способствует формированию чувства внимания и заботы детей. Занятия способствуют совершенствованию ораторских, организаторских способностей, развивают организационно-творческие способности. Знания и умения, полученные на занятиях, применяются ими в процессе проведения мероприятий. В модуль включены не только игры и праздники развлекательного характера, но социальные мероприятия, акции, направленные на приобретение практических навыков, которые пригодятся в жизни. Проводя мероприятие, дети учатся оценивать его: какие качества проявил каждый, что было хорошо, что плохо, что нужно исправить в будущем. Каждому предоставляется право «выбора» для проведения мероприятия, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, уверенно. В процессе оказания помощи пожилым людям и инвалидам происходит обоюдное общение и необходимое сближение волонтера с пожилым человеком – умудренным жизнью, опытом и профессионализмом. Происходит обмен сторон информацией, знаниями и социальными навыками между представителями Способствует различных возрождению социальных лучших групп населения. отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания, оказание посильной помощи нуждающимся. Цель: организовать социально-значимую деятельность, адресную помощь престарелым, детям-инвалидам, людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Задачи: - организовать агитационную и просветительскую деятельность среди населения; - организовать культурно-массовые мероприятия; - пропагандировать здоровый образ жизни. 24 - организовать помощь престарелым и ветеранам труда и ВОВ, детяминвалидам и с ОВЗ, оказавшимся в ТЖС. - организовать участие в благотворительных акциях, конкурсах, социальнозначимых проектах; - «живое» общение с представителями разных социальных групп населения поселка. Ожидаемые результаты 1 Модуль «Я волонтер» Личностные Предметные Метапредметные *формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; *развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, *формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Уметь: *принимать свои чувства и чувства окружающих людей; *говорить о своих эмоциях и проблемах; *давать себе позитивную самооценку; * отстаивать свое мнение; *ставить перед собой цель и достигать ее; *признавать право на собственные ошибки; * разрешать конфликты мирным путем; *контролировать ситуацию, принимать на себя ответственность за собственную жизнь; * уметь планировать деятельность волонтеров; *практические навыки волонтерской деятельности. *умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; *умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы. 2.5. Рабочая программа воспитания. Программа воспитания является компонентом Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Добро». В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации 25 обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, взаимного уважения, здорового образа жизни». Основными направлениями воспитательной работы являются: Патриотическое (ценности Родины и природы, уважительного отношения к национальным героям); Социальное (ценности человека, семьи, дружбы, коллективная ответственность, умение взаимодействовать с другими членами коллектива); Познавательное направление воспитания (ценность знания); Физическое и оздоровительное направления воспитания (ценность здоровья); Трудовое и профориентационное: формирует знания, представления о трудовой деятельности, выявляет творческие способности и профессиональные направления обучающихся. Цель и задачи программы воспитания Цель: создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме. Задачи: развить способности и творческий потенциал каждого социальные, нравственные, физических, интеллектуальные, ребенка, эстетические качества; создать благоприятные условия для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями; 26 организовывать работу с семьями учащихся, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития детей; Результат воспитания – это достигнутая цель, те изменения в личностном развитии обучающихся, которые они приобрели в процессе воспитания. Формы работы направлены на: работа с коллективом учащихся: - формирование навыков по этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования (коммуникация и кооперация); обучение практических умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других; развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности; содействие формированию активной гражданской позиции; воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу. работа с родителями: организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации); содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность объединения (организация и проведение открытых занятий для родителей, тематических мероприятий, походов в течение года). Планируемые результаты: - создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности; - развитие мотивации личности к познанию и творчеству; - сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов; 27 - формирование позитивной самооценки, умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности; - усиление роли семьи в воспитании детей. Календарный план воспитательной работы Сроки Мероприятия, организуемые для Конкурсные проведен ия обучающихся и их родителей мероприятия, соревнования различного уровня Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Беседы с обучающимися и их родителями «О правилах безопасности при проведении массовых мероприятий» Беседы по правилам поведения в зимний период, профилактике травматизма, преступлений против несовершеннолетних и дорожнотранспортных происшествий Участие во Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб» Мероприятие, беседы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, юридических последствиях хулиганства, драк, заведомо ложных сообщений о террористической угрозе Родительские собрания по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма, профилактике курения, алкоголизма, употреблении ПАВ Мероприятие «День народного единства» Мероприятие «День народного единства» Участие в акциях и мероприятиях «Новый год» Конкурсные и игровые программы, проводимые в каникулярное время Всемирный День здоровья «России здоровое поколение 28 2.6. Материально – техническое обеспечение программы. Для реализации Программы используются следующее оборудование: 1. Учебный кабинет; 2. Компьютер – 1 шт.; 3. Парты -10 шт.; 4. Стулья - 10 шт.; 5. Принтер – 1 шт.; 6. Проектор – 1 шт. Программное обеспечение: 1. Операционная система Windows (XP, 7, 8,10); 2. Microsoft Office 2007, 2010 (MS Word, MS Power Point); 3. Adobe Photoshop; 4. Adobe Lightroom. 5. Zoom 2.7. Кадровое обеспечение Обеспечение реализации программы, нацеленной на предоставление высокого качества обучения, планируется за счет штата, состоящего из высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональными компетенциями и выполняющими определенный функционал. 2.8. Информационное обеспечение Программы 1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003 2. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009 3. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009 29 4. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006 5. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005 6. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012 7. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2005 8. Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011 9. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011 10. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007 11. Дьячкова Т.В. Волонтерское движение подростков как противостояние асоциальным группировкам / Т.В. Дьячкова, Н.В. Зарниченко // Народное образование. – 2017 12. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004 13. Кретова У.П. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц, включенных в волонтерскую деятельность / У. П. Кретова // Психология в вузе. – 2015 – 14. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008 15. Майорова-Щеглова С. Н. От тимуровца – к волонтеру / С. Н. Майорова-Щеглова // Социальная педагогика. – 2015. 16. Панченко С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7 17. Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 - № 7 30 Приложения Методика Г. Девиса на определение творческих способностей обучающихся Для выявления спектра интересов ребёнка проводится определение творческих способностей обучающихся по методике Г.Девиса. Опросник взят без изменений, основополагающим методом исследования является тестирование. Данная методика дает представление о наличии творческих способностей у детей на начальном этапе обучения, что отчасти облегчает понимание, общение и взаимодействие педагога с ребёнком. Так же есть возможность проследить динамику развития этих способностей ребёнка в дальнейшем. Опросник 1. Я думаю, что я аккуратен(тна). 2. Я любил(а) знать, что делается в других классах школы. 3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один. 4. Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо. 5. Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя. 6. Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом. 7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину. 8. В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей. 9. Я иногда поступаю по-детски. 10. Когда я что-либо хочу сделать, то ничего не может меня остановить. 11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один. 12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее. 13. Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие. 14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки. 15. Я часто скучаю. 16. Я буду значимым и известным, когда вырасту. 17. Я люблю смотреть на красивые вещи. 18. Я предпочитаю знакомые игры, чем новые. 19. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю. 20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать. 21. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать. Ключ Креативность (способность к творчеству) — в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21. Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность. 1 — принятие беспорядка 2 — беспокойство о других 4 — желание выделиться 3 — рискованность 6 — недовольство собой 5 — альтруизм 7 — полный любопытства 11 — любовь к одиночной работе 8 — не популярен 13 — независимость 9 — регресс на детство 14 — деловые ошибки 10 — отбрасывание давления 15 — никогда не скучает 12 — самодостаточность 8 — активность 16 — чувство предназначенности 20 — стремление к риску 17 — чувство красоты 21 — потребность в активности 19 — спекулятивность Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предложить наличие творческих способностей у обучающегося. Педагог должен помнить, что это — еще нереализованные возможности. Главная проблема — помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы. Методика Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха обучающихся С точки зрения Т. Элерса, мотивация достижения может развиваться в любом возрасте в первую очередь, за счет обучения. Кроме того, «она может развиваться в контексте трудовой деятельности, когда люди непосредственно ощущают все преимущества, связанные С достижениями…» Инструкция к тестовому материалу Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте "да" или "нет". 1.Если между двумя вариантами есть выбор, его лучше сделать быстрее, чем откладывать на потом. 2. Если замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание, я легко раздражаюсь. 3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я ставлю на карту все. 4. Если возникает проблемная ситуация, чаще всего я принимаю решение одним из последних. 5. Если два дня подряд у меня нет дела, я теряю покой. 6. В некоторые дни мои успехи ниже средних. 7. Я более требователен к себе, чем к другим. 8. Я доброжелательнее других. 9. Если я отказываюсь от сложного задания, впоследствии сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха. 10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха. 11. Усердие — это не основная моя черта. 12. Мои достижения в работе не всегда одинаковы. 13. Другая работа привлекает меня больше той, которой я занят. 14. Порицание стимулирует меня сильнее похвалы. 15. Знаю, что коллеги считают меня деловым человеком. 16. Преодоление препятствий способствует тому, что мои решения становятся более категоричными. 17. На моем честолюбии легко сыграть. 18. Если я работаю без вдохновения, это обычно заметно. 19.Выполняя работу, я не рассчитываю на помощь других. 20.Иногда я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня. 21.Нужно полагаться только на самого себя. 22.В жизни немного вещей важнее денег. 23.Если мне предстоит выполнить важное задание, я никогда не думаю ни о чем другом. 24.Я менее честолюбив, чем многие другие. 25.В конце каникул я обычно радуюсь, что скоро школа. 26.Если я расположен к работе, делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие. 27.Мне проще и легче общаться с людьми, способными упорно работать. 28.Когда у меня нет работы, мне не по себе. 29.Ответственную работу мне приходится выполнять чаще других. 32 30.Если мне приходится принимать решение, стараюсь делать это как можно лучше. 31.Иногда друзья считают меня ленивым. 32.Мои успехи в какой-то мере зависят от других. 33.Противодействовать воле руководителя бессмысленно. 34.Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять. 35.Если у меня что-то не ладится, я становлюсь нетерпеливым. 36.Обычно я обращаю мало внимания на свои достижения. 37.Если я работаю вместе с другими, моя работа более результативна, чем у других. 38.Не довожу до конца многое, за что берусь. 39.Завидую людям, не загруженным работой. 40.Не завидую тем, кто стремится к власти и положению. 41.Если я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты пойду на крайние меры. Ключ опросника По 1 баллу начисляется за ответ "да" на вопросы: 2–5, 7–10, 14–17, 21, 22, 25–30, 32, 37, 41 и "нет" — на следующие: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38 и 39. Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33–35 и 40 не учитываются. Подсчитывается общая сумма баллов. Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к достижению успеха. От 1 до 10 баллов — низкая мотивация к успеху; от 11 до 16 баллов — средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов — умеренно высокий уровень мотивации; более 21 балла — слишком высокий уровень мотивации к успеху. Тестирование на основе материалов Р. В.Овчаровой «Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся» Вопросы 1.Часто ли вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения? 2.Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации? 3.Нравиться ли Вам заниматься общественной работой? 4.Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного? 5.Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения? 6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня? 7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением? 8.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей? 9.Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя? 10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке? 11. Возникает ли у Вас раздражение, если вам не удаётся закончить начатое дело? 12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами? 13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей? 14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты? 15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)? 16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами? 17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? 18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания? 33 19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей? 20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей? Лист ответов 1 6 11 16 2 7 12 17 3 8 13 18 4 9 14 19 5 10 15 20 Отработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечётные вопросы и отрицательных ответов на все чётные вопросы, разделённой на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребёнка: - низкий уровень – 0,1 - 0,45; - ниже среднего - 0,46 -0, 55; - средний уровень- 0.56 – 0,65; - выше среднего - 0,66 -0,75; - высокий уровень -0,76 -1. Анкетирование для родителей обучающихся «Выявление степени удовлетворённости образовательным процессом и оценки результатов обучения» Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу надо продумать систему работы с ними. Это могут быть открытые занятия по окончании полугодия, отчетные мероприятия студии и всего Центра, чтобы родители могли по итоговым творческим работам видеть рост своего ребенка в течение года. Для выявления степени удовлетворённости образовательным процессом и оценки результатов обучения детей их родителями проводится анкетирование. АНКЕТА Группа № ______ 1.Понравилось ли Вам открытое занятие? 3- понравилось 2- не очень понравилось 1- совсем не понравилось 2. Виден ли творческий рост группы в целом? 3- виден хороший рост 2- не очень хороший рост 1- не виден рост 3.Оцените степень творческого роста своего ребенка. 3- очевиден рост 2- малозаметный рост 1- не заметен вовсе 4. Выполнял ли Ваш ребёнок подобные упражнения дома? 3- постоянно 2- изредка 1- никогда 5.Считаете ли Вы, что поставленные задачи носят посильный характер? 3- посильный 34 2-частично посильный 1-не посильный Ответы на дополнительные вопросы анкетирования: 1. Группа, в которой занимается мой ребенок, можно назвать дружной. 2. Педагог проявляет доброжелательное отношение к моему ребенку. 3. В группе мой ребенок чувствует себя комфортно. 4. Я испытываю чувство взаимопонимания, контактируя с педагогами и администрацией центра детского творчества, в котором занимается мой ребенок. 5. Мой ребёнок проявляет творческую инициативу, педагог помогает ему в этом. 6. Педагог справедливо оценивает достижения моего ребенка. 7. Мой ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями по техническому творчеству. 8. Педагог учитывает индивидуальные особенности моего ребенка. 9. В коллективе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны моему ребенку. 10. Педагоги дает моему ребенку глубокие и прочные знания. 11. В коллективе заботятся о физическом развитии и здоровье моего ребенка. 12. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения моего ребенка. 13. Администрация и педагог создают условия для проявления и развития способностей моего ребенка. 14. Коллектив помогает ребенку поверить в свои силы. 15.Коллектив помогает ребенку учиться решать жизненные проблемы. 16. Коллектив помогает ребенку учиться преодолевать жизненные трудности. 17. Коллектив помогает ребенку учиться правильно, общаться со сверстниками. 18. Коллектив помогает ребенку учиться правильно общаться со взрослыми. Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагога по техническому творчеству и коллектива в целом. Высказывания 1-13 Обработка результатов. Удовлетворенность родителя работой коллектива (коэффициент Х) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех его ответов на общее количество ответов (на 15). Если коэффициент Х равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то это говорит о среднем уровне удовлетворенности; если же коэффициент Х меньше 2, то это является показателем низкой удовлетворенности. Инструкция по технике безопасности для обучающихся Общие правила поведения для обучающихся Молодежного центра устанавливают нормы поведения в здании и на территории учреждения. Обучающиеся должны бережно относиться к достоинство других обучающихся и работников выполнять правила внутреннего распорядка: имуществу, уважать честь и Молодежного центра и - соблюдать расписание занятий, не опаздывать и не пропускать занятия без уважительной причины. В случае пропуска предупредить педагога; - приходить в опрятной одежде, предназначенной для занятий, иметь сменную обувь; - соблюдать чистоту в Молодежном центре; - экономно расходовать электроэнергию и воду в учреждении; 35 - соблюдать порядок и чистоту в раздевалке, туалете и других помещениях; - принимать участие в коллективных творческих делах; - уделять должное внимание своему здоровью и здоровью окружающих. Всем обучающимся, находящимся в Молодежном центре , ЗАПРЕЩАЕТСЯ: - использовать в речи нецензурную брань; - наносить моральный и физический вред другим обучающимся; - бегать вблизи оконных проемов и др. местах, не предназначенных для игр; - играть в азартные игры (карты, лото и т.д.); - приходить в нетрезвом состоянии, а также в состоянии наркотического или токсического опьянения. Курить в Молодежном центре , приносить и распивать спиртные напитки (в том числе пиво), употреблять наркотические вещества - приносить огнестрельное оружие, колющие, режущие и легко бьющиеся предметы, отравляющие, токсичные, ядовитые вещества и жидкости, бытовые газовые баллоны; - пользоваться открытым огнём, пиротехническими устройствами (фейерверками, бенгальским огнём, петардами и т.п.); - наносить любые надписи в зале, фойе, туалетах и других помещениях; - выносить имущество, оборудование и другие материальные ценности из помещений Дворца; - находиться в здании в выходные и праздничные дни (в случае отсутствия плановых мероприятий, занятий). Требования безопасности перед началом и во время занятий -Находиться в помещении только в присутствии педагога; - соблюдать порядок и дисциплину во время занятий; - не включать самостоятельно приборы и иные технические средства обучения; поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте; - при работе с острыми, режущими инструментами надо соблюдать инструкции по технике безопасности; - размещать приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание; - при обнаружении каких-либо неисправностей в состоянии используемой техники, прекратить работу и поставить в известность педагога; Правила поведения во время перерыва между занятиями · Обучающиеся обязаны использовать время перерыва для отдыха. ·Во время перерывов (перемен) обучающимся запрещается шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по лестницам, вблизи оконных проёмов и в других местах, не приспособленных 36 для игр; - толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу для решения любого рода проблем; - употреблять непристойные выражения и жесты в адрес любых лиц, запугивать, заниматься вымогательством. - производить любые действия, влекущие опасные последствия для окружающих На территории образовательного учреждения Запрещается курить и распивать спиртные напитки на территории. Запрещается пользоваться осветительными и нагревательными приборами с открытым пламенем и спиралью. Правила поведения для обучающихся во время массовых мероприятий. Во время проведения соревнований, конкурсов, экскурсий, походов и т.д. обучающийся должен находиться со своим педагогом и группой. Обучающиеся должны строго выполнять все указания педагога при участии в массовых мероприятиях, избегать любых действий, которые могут быть опасны для собственной жизни и для жизни окружающихся. Одежда и обувь должна соответствовать предполагаемому мероприятию (соревнованию, конкурсу, экскурсии, походам). При возникновении чрезвычайной ситуации немедленно покинуть здание через ближайший выход. Требования безопасности в аварийных ситуациях При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию педагога в организованном порядке, без паники. В случае травматизма обратиться к педагогу за помощью. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщить педагогу или другому работнику учреждения Правила поведения детей и подростков в случае возникновения пожара При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно сообщить педагогу. · При опасности пожара находиться возле педагога. Строго выполнять его распоряжения. Не поддаваться панике. Действовать согласно указаниям работников учебного заведения. По команде педагога эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком. При этом не бежать, не мешать своим товарищам. При выходе из здания находиться в месте, указанном педагогом. Старшеклассники должны знать план и способы эвакуации (выхода из здания) на случай возникновения пожара, места расположения первичных средств пожаротушения и правила пользования ими. 37 Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой. Внимание! Без разрешения администрации и педагогических работников учреждения воспитанникам не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества. Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) обучающиеся обязаны немедленно сообщить работникам образовательного учреждения. Правила поведения детей и подростков по электробезопасности Неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть: шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети. Отключение прибора производится в обратной последовательности. Не вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками. Перед включением проверьте исправность розетки сети, вилку и сетевой шнур на отсутствие нарушения изоляции. Прежде чем включить аппарат внимательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации, и помните о мерах предосторожности: - Не загораживайте вентиляционные отверстия, они необходимы для предотвращения перегрева; - Во избежание несчастных случаев не включайте аппарат при снятом корпусе. - При прекращении подачи тока во время работы с электрооборудованием или в перерыве работы, отсоедините его от электросети. - Запрещается разбирать и производить самостоятельно ремонт самого оборудования, проводов, розеток и выключателей. - Не подходите к оголенному проводу и не дотрагивайтесь до него (может ударить током.) Правила для детей и подростков по дорожно-транспортной безопасности Правила безопасности для обучающихся по пути движения во Дворец и обратно Когда идете по улицам, будьте осторожны, не торопитесь. Идите только по тротуару или обочине подальше от края дороги. Не выходите на проезжую часть улицы или дороги. Переходите дорогу только в установленных местах, на регулируемых перекрестках на зеленый свет светофора. На нерегулируемых светофором установленных и обозначенных разметкой местах соблюдайте максимальную осторожность и внимательность. Даже при переходе на зеленый свет светофора, следите за дорогой и будьте бдительны - может ехать нарушитель ПДД. Не выбегайте на проезжую часть из-за стоящего транспорта. Неожиданное появление человека перед быстро движущимся автомобилем не позволяет водителю избежать наезда на пешехода или может привести к иной аварии с тяжкими последствиями. 38 Переходите улицу только по пешеходным переходам. При переходе дороги сначала посмотрите налево, а после перехода половины ширины дороги направо. Когда переходите улицу, следите за сигналом светофора: красный СТОП -все должны остановиться; желтый - ВНИМАНИЕ - ждите следующего сигнала; зеленый - ИДИТЕ - можно переходить улицу. Если не успели закончить переход и загорелся красный свет светофора, остановитесь на островке безопасности. Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом - помните, что автомобиль мгновенно остановить невозможно, и вы рискуете попасть под колеса. Действия при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство: Признаки, которые могут указать на наличие взрывного устройства: 1. наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты; 2. подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом; 3. от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный Причины, служащие поводом для опасения: 1. нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета. Действия: 1. не трогать, не поднимать, не передвигать обнаруженный предмет! 2. не пытаться самостоятельно разминировать взрывные устройства или переносить их в другое место! 3. воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе мобильных телефонов вблизи данного предмета; 4. немедленно сообщить об обнаруженном подозрительном предмете администрации учреждения; 5. зафиксировать время и место обнаружения подозрительного предмета; 6. по возможности обеспечить охрану подозрительного предмета, обеспечив безопасность, находясь, по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания или коридора). Действия администрации при получении сообщения об обнаруженном предмете похожего на взрывное устройство: убедиться, что данный обнаруженный предмет по признакам указывает на взрывное устройство; по возможности обеспечить охрану подозрительного предмета, обеспечив безопасность, находясь по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания или коридора); 39 немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в правоохранительные органы; необходимо организовать эвакуацию постоянного состава и учащихся из здания и территории учреждения, минуя опасную зону, в безопасное место. Далее действовать по указанию представителей правоохранительных органов. Инструкция при проведении массовых мероприятий. 1.1. К участию в массовых мероприятий допускаются воспитанники, прошедшие инструктаж по охране труда. 1.2. Участники массового мероприятия обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. 1.3. О каждом несчастном случае с участниками массового мероприятия 2. Требования безопасности перед проведением массового мероприятия 2.1. Проверить помещение, где будут проводиться массовые мероприятия, и провести влажную уборку. 3. Требования безопасности во время проведения массового мероприятия 3.1. Строго выполнять все указания руководителя при проведении массового мероприятия, самостоятельно не предпринимать никаких действий. 4. Требования безопасности в аварийных ситуациях 4.1. При возникновении пожара немедленно начать эвакуацию из здания. 4.2. При получении участником массового мероприятия травмы немедленно сообщить об этом руководителю. 5. Требования безопасности по окончании массового мероприятия 5.1. Убрать в отведенное место инвентарь и оборудование. 5.2. Тщательно проверить помещение и провести влажную уборку. 5.3. Проверить противопожарное состояние помещений, закрыть окна, форточки, фрамуги и выключить свет. 40