ДООП Фантазия 24-25гг.

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Раздел №1 « Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка

4

1.2. Цель и задачи программы

5

1.3. Планируемые результаты

5

2. Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Учебный план

8

2.2. Содержание учебного плана

10

2.3. Календарный учебный график

20

2.4. Формы аттестации/контроля

21

2.5. Оценочные материалы

24

2.6. Методические материалы

25

2.7. Рабочая программа

26

2.8. Рабочая программа воспитания

28

2.9. Календарный план воспитательной работы

29

2.10. Материально-техническое обеспечение

30

2.11. Список литературы

31

Приложение 1 Требования техники безопасности в процессе реализации программы

32

2

РАЗДЕЛ №1 «Комплекс основных характеристик программы»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фантазия»
разработана

в

соответствии

с

нормативно-правовыми

требованиями

развития

дополнительного образования на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №
273-ФЗ (ред. от 07.10.2022);
-

Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утв.
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р (ред. от 15.05.2023 № 1230-р).
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утв.
распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
- Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года»,
- Распоряжения Правительства Тюменской области от 01.07.2022 года №565-рп «О
разработке и реализации региональной модели приема (зачисления) детей на обучение по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г.
№09-3242

«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ»;
-

Методическими

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные
Минобрнауки

России

совместно

с

ГАОУ

ВО

«Московский

государственный

педагогический университет», ФГАУ "Федеральный институт развития образования» и
АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» и
направленные Письмом от 18 ноября 2015г. № 09-3242;
– Устава МАУ «Молодежный центр Ярковского муниципального района»;
3

- Иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тюменской
области, Ярковского муниципального района, МАУ «Молодежный центр Ярковского
муниципального района», регулирующими вопросы приема на обучение.
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фантазия»
имеет художественную направленность.
Актуальность программы определяется тем, что в наши дни изобразительное
искусство переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям,
с другой новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные
возможности реализовать свои творческие способности и в последние годы у детей
повышается интерес к различным видам художественного творчества. Данная программа
предоставляет

возможность

в

условиях

детского

объединения

дополнительного

образования реализовать свои творческие способности и в дальнейшей жизни
использовать приобретенные знания и умения.
Отличительной

особенностью

данной

программы

является

политехнологичность

обусловленная, использованием различных материалов и средств.
Новизна программы в том, что в программу включено изучение различных видов
изобразительного искусства.
Интеграция со смежными дисциплинами – историей, основами композиции, основами
цветоведения – значительно расширяет кругозор учащихся и способствует углублению
знаний по предметам. На протяжении всего обучения

применяются такие методы и

педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в
содружестве. Так же для улучшения восприятия и более близкого ознакомления
воспитанников с изобразительным искусством планируются посещения выставок, встречи
с художниками села, поездки в музеи и на выставки. Все это в целом является мощным
стимулом для развития познавательного интереса к искусству.
Исходные научные идеи: уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку
организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои
возможности,

прежде

всего,

учебные;

уровневая

дифференциация

позволяет

акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями детей.
Адресат программы.
Целевая аудитория: дети и подростки от 6 лет.
Программа рассчитана на обучающихся в количестве 70 человек.
Группы формируются разновозрастные, количество обучающихся в группах: до 12
человек.
4

Формы организации образовательного процесса – групповые. В программе
предусмотрены практические занятия, мастер-классы, участие в конкурсах и выставках.
Форма обучения – очная, очная с применением дистанционных технологий.
Срок реализации программы:
На ознакомительном уровне 36 часов, 36 учебных недель (1 час в неделю)
На стартовом уровне 72 часа, 36 учебных недель (2 часа в неделю)
На базовом уровне 144 часов, 36 учебных недель (4 часа в неделю)
На продвинутом уровне 216 часов, 36 учебных недель (6 часов в неделю)
1.2. Цель и задачи программы
Цель:
Формирование

навыков

творческой

деятельности,

нравственное

совершенствование, гармоническое развитие личности по средствам приобщения к
художественно-эстетической деятельности.
Задачи:
Обучающие:
 Познакомить с основными законами композиции, цвета, перспективы.
 Познакомить с искусством родного края, с произведениями изобразительного и
прикладного искусства.
 Научить понимать и применять профессиональные термины.
 Научить использовать технические приемы изображения
 Формировать художественные знания, умения и навыки.
Развивающие:
 Развивать художественно-творческие, индивидуально выраженные способности
личности обучающихся.: художественный вкус, наблюдательность, творческое
воображение, мышление.
 Развивать в обучающем коммуникативные навыки, умение работать в команде со
взрослыми и сверстниками, культуру общения.
Воспитательные:
 Воспитывать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира.
 Воспитывать нравственные качества личности ученика.
1.3. Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
5

- в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение (к семье,
Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений,
национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к
эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих
поступков, явлений окружающей жизни;
- познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию
мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой
деятельности;
- в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов
для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное
искусство, конструирование; стремление использовать художественные умения для
создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений искусства;
- активное использование языка изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов
(литература, окружающий мир и др.);
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.)
художественно-эстетическим содержанием;
-

формирование

мотивации

и

умения

организовывать

самостоятельную

деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой
деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
- в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и
общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в
произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических
искусств,

характеризовать

их

специфику;

сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях
своего региона;
-

в

ценностно-эстетической

сфере

- умение

различать

и

передавать

в

художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое
отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей,
6

выраженных

в

главных

темах

искусства,

и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры
русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого
интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
-

в

коммуникативной

сфере

- способность

высказывать

суждения

о

художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в
различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты;
- в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства
художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности;
моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием
средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

7

2. Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.Учебный план
в соответствие с ФЗ №273 «Об образовании в РФ» (ред. от 29.12.2022)

6

2

2.

«Рисунок»

28

4

3.

«Живопись»

28

4

4.

«Композиция»

10

2

5.

4 Наблюдение. Опрос.
Тестирование.
24 Выставка.
24 Практическая
работа.
8

«Цветоведение»
ИТОГО на стартовом уровне 72 часа

Практика

Наименование
модуля

Теория

№
п/п

Всего

Очная форма обучения

Форма итоговой
аттестации

Практика

Теория
2
2
1

10
6
2

Очная форма обучения с
применением дистанционных
технологий

Практика

Вводные занятия

2

1 Наблюдение. Опрос.
Тестирование.
10 Выставка.
Практическая работа.

6

2

28

4

28

4

4 Наблюдение. Опрос.
Тестирование.
24 Выставка.
24 Практическая работа.

10

2

8

-

-

-

Форма итоговой
аттестации

Очная форма обучения с
применением дистанционных
технологий

Практика

Теория

1.

Форма итоговой
аттестации

-

Теория

Всего

Наименование
модуля

Практика

Очная форма обучения
№
п/п

Всего

Практика

-

Теория

3.
4.
5.

1 Наблюдение. Опрос. 1
Тестирование.
«Рисунок»
12 2 10 Выставка.
12
Практическая
«Живопись»
12 2 10 работа.
12
«Композиция»
8
2 6
8
«Цветоведение»
3
1 2
3
ИТОГО на ознакомительном уровне 36 часов
1

Форма итоговой
аттестации

Всего

2.

Вводные занятия

Форма итоговой
аттестации

Очная форма обучения с
применением дистанционных
технологий

Всего

1.

Наименование
модуля

Теория

№
п/п

Всего

Очная форма обучения

Форма итоговой
аттестации

8

6

2.

«Живопись»

30

6

3.

«Композиция»

18

4

4.

«Цветоведение»

10

2

5.
6.
7.
8.

34 Наблюдение. Опрос.
Тестирование.
24 Выставка.
14 Практическая
работа.
8 Коллективный
8 анализ. Творческая
карта учащегося.
14

«Декоративная
10 2
живопись»
«Интерьер.
16 2
Экстерьер»
«Пейзаж»
10 2 8
«Натюрморт»
10 2 8
ИТОГО на базовом уровне 144 часа

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Рисунок

Практика

Наименование
модуля

Теория

№
п/п

Всего

Очная форма обучения

Форма итоговой
аттестации

44 Наблюдение. Опрос.
Тестирование.
Живопись
50 6 44 Выставка.
Композиция
24 4 20 Практическая
работа.
Скульптура
14 2 12 Коллективный
История искусств
38 6 32 анализ. Творческая
Декоративная
20 2 18 карта учащегося.
Предварительный
живопись
Смешанная техника 20 2 18 просмотр.
Творческий опрос.
Проверочные
задания. Выставки
творческих работ и
проектов.
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
достижений.
ИТОГО на базовом уровне 216 часов
50

6

40

6

30

6

18

4

10

2

10

2

34 Наблюдение. Опрос.
Тестирование.
24 Выставка.
14 Практическая работа.
Коллективный
8 анализ. Творческая
8 карта учащегося.

16

2

14

10
10

2
2

8
8

Очная форма обучения с
применением дистанционных
технологий

50

6

50

6

24

4

14

2

38
20

6
2

20

2

Практика

40

Теория

«Рисунок»

Всего

1.

Форма итоговой
аттестации

44 Наблюдение. Опрос.
Тестирование.
44 Выставка.
20 Практическая работа.
Коллективный
12 анализ. Творческая
32 карта учащегося.
18 Предварительный
просмотр.
18 Творческий опрос.
Проверочные
задания. Выставки
творческих работ и
проектов.
Педагогическое
наблюдение. Анализ
достижений.

9

2.2. Содержание программы
Содержание программы ознакомительного уровня обучения
Часы
№
п/п

Тематика
занятий

Содержание занятий

1.

Вводное занятие

2.

Вводное занятие
«В мастерской
художника»

3.

Прямые линии
(карандаш,мелок,
краски)

4.

Знакомство
цветом
(окружающий
мир)

5.

Дугообразные и
наклонные
линии

6.

Основные
и
составные цвета.
Цветовой круг

7.

Возможностей
кистевого
рисунка

8.

Полосатый
коврик

Инструктаж по ТБ. Знакомство с детьми,
обсуждение
плана работы на учебный год.
Знакомство с инструментами и материалами
художника, их свойствами и правилами
использования,
порядком
организации
рабочего места, подготовки его к работе.
Тренировка в проведении прямых линий;
постановка глаза и руки учащихся. Покрыть
лист вертикальными и горизонтальными
линиями; на основе полученной сетки
изобразить башню или замок.
Знакомство
с
названиями
цветов,
приобретение начальных навыков работы
акварелью.
Грамотно
закомпоновать
шаблоны в листе; аккуратно заполнить
силуэты нужными цветами, используя
способ «заливки».
Знакомство с приёмами работы графитным
карандашом; развитие глаза и руки
учащихся. Крупно разместить изображение
на листе; добиться ровного размещения
лепестков «цветика-семицветика» по кругу.
Изучение
многообразия
цветов
в
окружающем
мире.
Знакомство
с
цветовым кругом и, с основными и
составными цветами на примере его.
Выполнить рисунок цветика - семи цветика
и радуги используя основные и составные
цвета.
Изучение различных видов кистевого
рисунка (линия, мазок, примакивание и
т.д) постановка руки. На примере
составления образца разных видов мазков
освоить
различные
приёмы работы
кистью, достичь аккуратности и точности в
их передаче
Закрепление умения проводить кистью
линии разной толщины. Нарисовать коврик
горизонтальными и
вертикальными
полосами использую разную толщину
линии.

с

Итого

Теория

Практика

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

10

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Тональноцветовые
заливки
плоскостей

Закрепление знаний и возможностей о
характеристике
цвета.
Правильно
расположить шаблоны трёх разных видов
цветков на листе и сделать внутри них
растяжки краски – от тёмного к светлому, от
насыщенного до малонасыщенного цвета, с
градацией в три тона.
Воздушные
Повторение основных цветов.
шарики (заливка Первоначальное знакомство со свойством
акварелью)
лессировки.
Жар-птица
Закрепление умений делать цветовые
(желто-красная
переходы, знакомство с жёлто-красной
гамма)
гаммой. Нарисовать птицу крупно
разместив её на листе, правильно сделать
цветовые переходы в жёлто-красной гамме.
Гусеница
Повторение злёного спектра цветового
(оттенки
круга. Получение разных оттенков злёного
зеленого цвета)
цвета. Нарисовать гусеницу на листочке.
Раскрасить её разными оттенками злёных
цветов (чистыми), а листочек сделать с
помощью цветовых переходов, получая
путём смешивания цветов разных оттенков
злёного цвета.
Божья коровка Знакомство с цветовым контрастом злёного
(цветовой
и красного цвета. Нарисовать на листочке
контраст)
«божью коровку» её залить
красным цветом, а листочек сделать с
помощью цветовых
переходов.
Шишки
Получение разных коричневых оттенков
(смешивание
путём смешивания красного и злёного
красок)
цвета, и оранжевого и синего. Нарисовать
две шишки на одной сделать переход от
красного к злёному цвету, на другой от
оранжевого к синему.
Снежинки
Первоначальное знакомство с техникой
(техника
работы гуашевыми красками. Умение
набрызга)
делать кистью набрызги. Углубление
знаний о пространстве; первый и второй
план, роль линии в передаче пространства.
На заколерованном акварелью синем фоне,
нарисовать красивые снежинки разные по
размеру и передавая с помощью линий
разной толщины первый и второй
пространственные планы.
Снеговик
Развитие
наблюдательности.
Умение
(техника гуашь) работать гуашевыми красками. Нарисовать
снеговика в солнечную зимнюю погоду.
Новогодний
Повторение изученного материала.
подарок
(применение

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

11

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

изученны
х техник)
Новогодняя ёлка Развитие творческого воображения.
0,5
(техника
Закрепление умений рисовать гуашевыми
гуашевые
красками.
краски)

0,5

1

Рыбка (красно- Красно- синий спектр цветового круга. 0,5
синяя гамма)
Закрепление умений делать цветовые
переходы. Нарисовать рыбку в красносиней гамме правильно сделав цветовые
переходы.
Неваляшка
Умение рисовать ровно окружности разного 0,5
(Окружности)
размера. Повторение изученного материала.

1,5

2,5

0,5

1

Весенний
Развитие наблюдательности и воображения. 0,5
пейзаж
Рисование деревьев. Нарисовать по образцу
(рисунок
по пейзаж. Передать в цвете
образцу)
весеннее настроение.
Дымковская
Лепка фигурок по мотивам дымковской 1
игрушка
игрушки. Развитие чувства пропорций
формы. Знакомство с элементами росписи
дымковских игрушек. Слепить игрушку на
выбор по мотивам дымковской игрушки,
раскрасить её.
Итоговое занятие Рисунок на свободную тему в любой
изученной
технике.
Участие
в Участие в районных, областных выставках.
массовых
мероприятиях
Итого 11

2,5

3

4

5

1

5

1

5

25

36

Содержание программы стартового уровня обучения
Часы
№
п/п

Тематика
занятий

1.

Вводное занятие

2.

Вводное занятие
«В мастерской
художника»

3.

Прямые линии
(карандаш,
мелок,
краски)

Содержание занятий

Теория

Инструктаж по ТБ. Знакомство с детьми, 2
обсуждение
плана работы на учебный год.
Знакомство с инструментами и материалами 1
художника, их свойствами и правилами
использования,
порядком
организации
рабочего места, подготовки его к работе.
Тренировка в проведении прямых линий; 0,5
постановка глаза и руки учащихся. Покрыть
лист вертикальными и горизонтальными
линиями; на основе полученной сетки

Итого

Практика
2

1

2

1,5

2

12

4.

Знакомство с
цветом
(окружающий
мир)

5.

Дугообразные и
наклонные
линии

6.

Основные и
составные цвета.
Цветовой круг

7.

Возможностей
кистевого
рисунка.

8.

Полосатый
коврик

9.

Тональноцветовые
заливки
плоскостей

10.

Воздушные
шарики(заливка
акварелью)
Жар-птица
(желто-красная
гамма)

11.

12.

Гусеница(оттенк
и зеленого
цвета)

изобразить башню или замок.
Знакомство
с
названиями
цветов, 0,5
приобретение начальных навыков работы
акварелью.
Грамотно
закомпоновать
шаблоны в листе; аккуратно заполнить
силуэты нужными цветами, используя
способ «заливки».
Знакомство
с
приёмами
работы 0,5
графитным карандашом; развитие глаза и
руки учащихся. Крупно
разместить
изображение на листе; добиться ровного
размещения
лепестков
«цветикасемицветика» по кругу.
Изучение
многообразия
цветов
в
окружающем мире. Знакомство с цветовым
кругом и, с основными и составными
цветами на примере его. Выполнить рисунок
цветика - семи цветика и радуги используя
основные и составные цвета.
Изучение различных видов кистевого
рисунка (линия, мазок, примакивание и
т.д);
постановка руки. На примере
составления образца разных видов мазков
освоить
различные приёмы
работы
кистью, достичь аккуратности и точности в
их передаче
Закрепление умения проводить кистью линии
разной толщины. Нарисовать коврик с
горизонтальными
вертикальными
полосами
использую
разную толщину
линии.
Закрепление знаний и возможностей
о
характеристике
цвета.
Правильно
расположить шаблоны трёх разных видов
цветков на листе и сделать внутри них
растяжки краски- от тёмного к светлому, от
насыщенного до малонасыщенного цвета, с
градацией в три тона.
Повторение
основных
цветов.
Первоначальное знакомство со свойством
лессировки.
Закрепление
умений
делать цветовые
переходы, знакомство с жёлто-красной
гаммой. Нарисовать птицу крупно разместив
её на листе, правильно сделать цветовые
переходы в жёлто красной гамме.
Повторение злёного спектра цветового круга.
Получение разных оттенков злёного цвета.
Нарисовать гусеницу на листочке. Раскрасить

1,5

2

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

4

4

2,5

3

0,5

13

13.

Божья

её разными оттенками злёных цветов
(чистыми), а листочек сделать с помощью
цветовых
переходов,
получая
путём
смешивания цветов разных оттенков злёного
цвета.
Знакомство с цветовым контрастом злёного и
красного цвета. Нарисовать на листочке
«божью коровку» её залить
красным цветом, а листочек сделать с
помощью цветовых
переходов.
Получение разных коричневых оттенков
путём смешивания красного и злёного цвета,
и оранжевого и синего. Нарисовать две
шишки на одной сделать переход от красного
к злёному цвету, на другой от оранжевого к
синему.
Первоначальное знакомство с техникой
работы гуашевыми красками. Умение делать
кистью набрызги. Углубление знаний о
пространстве; первый и второй план, роль
линии в передаче пространства. На
заколерованном акварелью синем фоне,
нарисовать красивые снежинки разные по
размеру и передавая с помощью линий
разной
толщины
первый
и
второй
пространственные планы.
Развитие
наблюдательности.
Умение
работать гуашевыми красками. Нарисовать
снеговика в солнечную зимнюю погоду.
Повторение изученного материала.

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

2,5

3

0,5

1,5

2

Развитие
творческого
воображения. 0,5
Закрепление умений рисовать гуашевыми
красками.

2,5

3

19.

Рыбка (красно- Красно- синий спектр цветового круга. 0,5
синяя гамма)
Закрепление
умений
делать цветовые
переходы. Нарисовать рыбку в красно- синей
гамме правильно сделав цветовые переходы.

3,5

4

20.

Неваляшка
(Окружности)
Весенний
пейзаж
(рисунок по
образцу)
Дымковская

1,5

2

2,5

3

9

10

коровка(ц
ветовой
контраст)

14.

Шишки(смешив
ание красок)

15.

Снежинки
(техника
набрызга)

16.

Снеговик
(техника гуашь)

17.

Новогодний
подарок(примен
ение изученных
техник)
Новогодняя ёлка
(техника
гуашевые
краски)

18.

21.

22.

Умение рисовать ровно окружности разного 0,5
размера. Повторение изученного материала.
Развитие наблюдательности и воображения. 0,5
Рисование деревьев. Нарисовать по образцу
пейзаж. Передать в цвете
весеннее настроение.
Лепка фигурок по мотивам дымковской 1

14

игрушка

23.

Итоговое
занятие

24.

Участие в
массовых
мероприятиях

игрушки. Развитие чувства пропорций
формы. Знакомство
с элементами росписи дымковских игрушек.
Слепить игрушку на выбор по мотивам
дымковской игрушки, раскрасить её.
Рисунок на свободную тему в любой
изученной технике.

2

2

59

72

Участие в районных, областных выставках
Итого 13
Содержание программы базового уровня обучения
Часы

№
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

6.

Тематика
занятий
Вводное занятие

Содержание занятий

Инструктаж по ТБ. Знакомство с детьми,
обсуждение плана
работы на учебный год. Рисунок на
свободную тему
Рисунок бабочки Повторение изученного материала в 1- ом
Рисунок
году
обучения,
повторение
основ
петушка
цветоведения, закрепление раннее изученных
приёмов
работы
акварелью.
Последовательное
ведение
работы;
использование
палитры;
закрепление
навыков и умений.
Декоративная
Знакомство с элементами хохломской
композиция на росписи; закрепление понятий тёплая
тему «Хохлома» цветовая
гамма.
Выполнить
серию
упражнений для освоения технических
приёмов. Создать эскиз декорирования
изделия по мотивам хохломской росписи.
Графика
Знакомство с особенностями и свойствами
графики (роль линии, пятна, штриха),
изучение различных графических приёмов.
Выполнить в графической технике рисунок
на выбор.
Тоновой
Закрепление понятия тона, развитие умений
рисунок «Вини
различать тон.
Пух»
Выполнить несколько копий рисунков от 3
тонового до 5, учитывая разницу в тоне,
предварительно
сделав
лёгким
тоном
кистевой рисунок.
Лубочные
Знакомство со стилистикой русского лубка;
картинки
его
условностью
и
простотой
изобразительного
языка.
На
основе

Итого

Теория

Практика

1

1

2

1

5

6

1

11

12

0,5

7,5

8

1

11

12

0,5

7,5

8

15

7.

Плоскостной
рисунок
предмета
простой формы

8.

Натюрморт
«Сказочный
букет»

9.

Изображение
кошки.

10.

«Пейзаж с
отражением в
воде»

11.

Разнохарактерн
ые силуэты
деревьев

12.

Портрет.
Пропорции лица
человека

13.

Характер в
портрете

14.

Парный рисунок
доброго и злого
сказочного
персонажа

увиденных лубков создать освой вариант,
грамотно закомпоновать изображение на
листе выразительно использовать цветовую
гамму.
Развитие навыка рисования с натуры;
знакомство с понятиями пропорций предмета
и освоение способа визирования как средства
измерения пропорций. Верно передать
пропорции предмета, соблюдая симметрию,
украсить его рядами горизонтальных полос.
Знакомство
с
жанром
натюрморта.
Положение предметов на плоскости стола.
Знакомство с приёмом декорирования формы
посредством- деления её на отдельные
участки.
Придумать свой сказочный букет. Украсить
лепестки цветов способом дробления формы
на отдельные участки, подобрать цвета для
раскрашивания.
Развитие знаний об окружающем мире.
Знакомство со строением кошки. Передать
характерные
особенности
и
пластику
животного,
основные
пропорции,
выразительность позы и движения.
Знакомство с жанром пейзаж. Знакомство с
живописным
приёмом
«лессировка»;
освоение правил построения зеркального
отображения
предметов.
Отработка
акварельного
приёма
«лессировка»;
закрепление знаний об основных и составных
цветах
Знакомство
с
новым
графическим
материалом;
выработка
умения
анализировать натуру; знакомство с понятием
характер
силуэта.
Передать
характер
силуэтов деревьев разных пород.
Изучение пропорций человеческого лица,
формы отдельных его частей. Выполнить по
схеме портретные изображения в фас и
профиль.
Изучение мимических особенностей лица
человека, пребывающего в состоянии
радости, грусти, гнева и др. Выполнить по
схеме портретные изображения с передачей
радости, грусти, печали и т.д.
Эмоционально-смысловое значение цвета;
закрепление материала предыдущего задания.
Передать настроение в портрете, передать
живописными средствами признаки возраста,
темперамента
человека. Обратить внимание на цветовое

0,5

3,5

4

0,5

7,5

8

1

11

12

0,5

7,5

8

0,5

5,5

6

0,5

7,5

8

1

11

12

0,5

7,5

8

16

15.
16.

17.

18.

решение
отрицательных
и
положительных
персонажей.
Пропорции
Изучение пропорций взрослого человека. 0,5
фигуры человека Правильно передать пропорции фигуры.
Фигура человека Изучение механики движения, взаимного 1
в движении
расположения частей тела человека при
движении. По схемам передать движение
человека и на их основе создать конкретные
образы людей разного возраста, профессий.
Итоговое
Рисунок на свободную тему в любой
занятие
изученной технике.
Анализ работ.
Участие в
Участие в районных, областных выставках.
массовых
мероприятиях
Итого 11,5

7,5

8

7

8

4

4

10

10

132,5

144

Содержание программы продвинутого уровня обучения
Часы
№
п/п

Тематика
занятий

Содержание занятий

1.

Вводное занятие

2.

Этюды с
осенних листьев

3.

Знакомство со
смешанной
техникой.
Аленький
цветочек
Кленовый лист
Мозаика

Инструктаж по ТБ. Знакомство с детьми,
обсуждение плана
работы на учебный год.
Развитие навыка рисования с натуры;
использование изученных приёмов работы
акварелью; умение последовательно вести
работу. Передать пропорции листьев как
можно точнее взять цветовые отношения,
использовать
подходящий
технический
приём.
Знакомство
со
смешанной
техникой
восковыми
мелками
и
акварелью.
Нарисовать аленький цветочек восковыми
мелками и довести рисунок акварельными
красками.
Закрепление навыка рисования с натуры и
умений владения приёмом акварельной
живописи
«заливка».
Теплохолодность
цветов. Передать пропорции кленового
листа, разделить его и фон на сегменты. Как
можно точнее передать цветовые отношения.
Подобрать цветовой фон для листа.
Изучение
особенностей
строения
и
пропорций лошади в спокойно стоящей позе.
Передать характерные особенности и
пластику лошади, основные пропорции.

4.

5.

Изображение
лошади

Теория

Итого

Практика

1

1

1

6

7

1

7

8

0,5

7,5

8

0,5

3,5

4

17

6.

7.

Изображение
лошади в
движении
Однофигурная
композиция
«Профессия»

8.

Декоративная
композиция на
тему «Городец»

9.

«Парусники в
море» Пейзаж

10.

Сюжетная
композиция на
тему
«Лошади»

11.

Оптическое
смешение
цветов
«Павлин»
Двухфигурная
композиция

12.

13.

Декоративная
композиция на
тему «Русский
костюм»

14.

Сближенная
цветовая гамма
Ночной город

Изучение особенностей передачи
лошади в движении.

0,5

7,5

8

Закрепление
знаний
о
пропорциях
человеческой фигуры, материала заданий
предыдущего года; роль силуэта в
композиции. Выполнить одноплановую
композицию;
передать
характерные
особенности
профессии,
использовав
выразительность и пластику силуэта.
Знакомство с элементами городецкой
росписи, изображениями лошадей и птиц.
Выполнить серию упражнений для освоения
технических
приёмов.
Грамотно
закомпоновать изображение в листе с учётом
выделения композиционного центра (птицы,
коня), использовать традиционную для
городецкой росписи цветовую гамму.
Закрепление
знаний
по
воздушной
перспективе.
Передать
в
пейзаже
пространство и глубину средствами рисунка
и живописи. Показать плановость и
изменение цвета по мере удаления к
горизонту.
Закрепление знаний об изображении
лошади, развитие фантазии и воображения.
Придумать сюжет, грамотно разместить
изображение на листе в зависимости от
замысла, передать плановость.
Знакомство с оптическим смешением
цветов-пуантелизмом. Изобразить павлина
или попугая, сделав цветовое решение,
используя оптическое смешение цветов.
Закрепление знаний об изображении
человека в движении. Передать смысловые
связи между персонажами с помощью их
размещения относительно друг друга,
добиться
выразительности
передачи
движения фигуры человека.
Знакомство с особенностями кроя и
декоративным
оформлением
русского
народного
костюма.
Выполнить
по
шаблонам
декоративное
оформление
костюма.
Развитие умения различать нюансы цвета;
знакомство с линейной перспективой,
освоение выразительных возможностей
сближенной цветовой гаммы. Выполнить
тематическую композицию в сближенной
цветовой гамме. Получить возможно больше
число цветовых оттенков.

0,5

7,5

8

1

15

16

1

7

8

1

11

12

1

7

8

0,5

7,5

8

1

7

8

0,5

7,5

8

18

15.

Взаимодействие
цвета и света в
пейзаже

16.

Иллюстрация к
литературному
произведению
(по выбору)

17.

Итоговое
занятие

18.

Участие в
массовых
мероприятиях

Развитие наблюдательности, примере картин 1
Крымова знакомство зависимости цветового
решения пейзажа от освещения; объяснить
суть этого явления. Выполнить копии с
картин Крымова одного и того же пейзажа в
разное время суток.
Развитие навыка ведения композиционных 1
поисков
для
создания
наиболее
выразительной композиции и сознательного
размещения предметов на листе бумаги для
выражения смысловых связей между ними.
Найти удачное композиционное решение,
наиболее
полно
передающее
суть
изображаемого
момента,
подобрать
соответствующие
замыслу,
детали
композиции и одежды. Выбрать колорит,
соответствующий сюжетному замыслу.
Рисунок на свободную тему в любой
изученной технике.
Анализ работ.
Участие в районных, областных выставках.
Итого 26

7

8

9

10

4

4

10

10

190

216

19

2.3.Календарный учебный график

Наименование
группы / год
обучения

Срок учебного года
(продолжительность
обучения)

Кол-во занятий в
неделю,
продолж. одного
занятия (мин)

Наименование
дисциплины (модуля)

Всего
ак. ч. в
год

Вводные занятия

1

«Рисунок»

12

«Живопись»

12

«Композиция»

8

«Цветоведение»

3

Вводные занятия

6

«Рисунок»

28

«Живопись»

28

«Композиция»

10

«Цветоведение»

-

«Рисунок»

40

«Живопись»

30

«Композиция»

18

4 занятия по 45

«Цветоведение»

10

минут.

«Декоративная

4 ак. ч.

живопись»

МГ1
(Ознакомитель

С 1 сентября по 31

1 занятие по 45

ный)

мая (36 уч. недель)

мин. 1 ак. ч.

МГ2
(Стартовый
уровень)

С 1 сентября по 31

2 занятия по 45

мая (36 уч. недель)

мин. 1 ак. ч.

СрГ
(Базовый

С 1 сентября по 31

уровень)

мая (36 уч. недель)

СтГ
(Продвинутый

С 1 сентября по 31

уровень)

мая (36 уч. недель)

6 занятий по 45
минут.
6 ак. ч.

10

«Интерьер. Экстерьер»

10

«Пейзаж»

10

«Натюрморт»

10

Рисунок

50

Живопись

50

Композиция

24

История искусств

38

Декоративная живопись

20

Смешанная техника

20

Колво
ак.
часов
в
недел
ю

1

2

4

6

20

2.4. Формы аттестации/контроля
Для определения успешности программы следует отслеживать результаты развития детей.
Традиционно осуществляется три этапа контроля: начальная диагностика способностей, промежуточный
контроль усвоения программы и итоговый результат, завершающий обучение.
Формы отслеживания результатов:


тестирование детей;



промежуточные

просмотры

работ

на

протяжении

выполнения

заданий

(анализ

работ

обучающихся);


участие в выставках и конкурсах;



наличие дипломов и грамот;



персональные выставки обучающихся.

Показателями результативности программы могут стать:


сохранность контингента детей;



успешное освоение навыков изобразительного творчества, и развитие интереса к искусству;



развитие способностей детей работать индивидуально и осуществлять коллективные работы;



участие в выставках и конкурсах.
Оценка результативности программы могут стать:



стабильный интерес детей к занятиям;



творческое решение учебных задач, стремление к совершенствованию своих умений;



качество выполнения учебных заданий.

К концу первого года обучения дети должны:
Знать:


правила техники безопасности и личной гигиены;



художественные материалы и принадлежности изобразительного искусства;



основные цвета, цветовые гаммы, характеристики цвет



расположение цветов в спектре; основные и составные цвета контрастные, тёплые и холодные;



механическое и оптическое смешение цветов;



художественно-выразительные средства живописи и графики;



о разнообразных видах художественной деятельности, владеть основными терминами (тон, линия,

штрих, пятно и т. д).
Уметь:



организовывать свое рабочее место;
рисовать с натуры, по памяти и представлению элементы растительного и животного мира: цветы,

листья, ягоды, грибы, овощи, фрукты, кустарники, деревья и т.д;
21



пользоваться различными техническими приёмами в работе простым карандашом;



составлять тёплую и холодную цветовые гаммы;



грамотно изображать предметы симметричной формы;



получать плавные цветовые переходы в акварельной живописи.



владеть элементарными приемами работы кистью в технике акварельной и гуашевой живописи;



владеть линией, штрихом, точкой, черно-белым пятном, занимаясь графикой;



образно фантазировать на основе опор-подсказок.



владеть навыками смешивания красок;



владеть основными техническими приѐмами акварели («по сырому»,

лессировка)
К концу второго года обучения дети должны:
Знать:


правила техники безопасности;



особенности и художественный язык различных видов и жанров изобразительного искусства;



основные закономерности наблюдательной перспективы;



выразительные средства и особенности народного художественного промысла «Хохлома»;



особенности изобразительной системы русского лубка;



пропорции фигуры взрослого человека и ребёнка;



пропорциональные соотношения между частями лица человека и фигуры




выразительные средства графики и живописи;
различные приемы работы кистью акварельной и гуашевой живописи.

Уметь:


видеть

прекрасное

в

предметах

и

явлениях

действительности,

в

произведениях

изобразительного и декоративно-прикладного искусства;



передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;
изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы быта, человека, животных,

птиц - с передачей их характерных особенностей, конструктивного строения, тональных отношений,
цветовой окраски




передавать в рисунках явления природы в разных ее состояниях;
применять законы наблюдательной перспективы;
сопоставлять героев сюжетных композиций, используя средства художественной

выразительности.


передавать пропорциональные соотношения между предметами;



грамотно размещать изображение в листе:



правильно изображать фигуру и лицо взрослого человека и ребёнка;
22



передавать мимику человека, соответствующую его состоянию.



владеть основным приёмом хохломской росписи:



владеть различными графическими материалами;



владеть приемами работы кистью в технике акварели, приемами декоративного письма в технике
гуаши;



получать нужные цветовые сочетания в работе с разными живописными материалами;



фантазировать на основе зрительной памяти и образного творческого мышления.

К концу третьего года обучения дети должны:
Знать:


правила техники безопасности и личной гигиены;



художественные материалы и принадлежности изобразительного искусства;



механическое и оптическое смешение цветов;



выразительные средства и особенности народного художественного промысла «Городец»;



особенности строения и пропорций лошади;



особенности воздушной и линейной перспективы;



особенностями кроя и декоративным оформлением русского народного костюма;



зависимость цветового решения пейзажа от освещения.

Уметь:



организовывать свое рабочее место;
рисовать с натуры, по памяти и представлению элементы растительного и животного мира;



пользоваться различными техническими приёмами в работе простым карандашом;



составлять сближенную цветовую гамму;



передавать пространство в пейзаже;



работать смешанной техникой восковые мелки и акварель;



образно фантазирования на основе опор-подсказок.



владеть навыками смешивания красок;



владеть основными техническими приёмами акварели (а ля – прима, «по сырому», лессировка,
оптическое смешение)



владеть основным приёмом городецкой росписи:



передавать смысловые связи между персонажами;



самостоятельно подбирать тематический материал для иллюстрирования.

Для определения эффективности программы и успешной её реализации предлагается систематическое и
непрерывное отслеживание результатов деятельности ребенка – педагогический мониторинг. Он включает в
себя отслеживание образовательных результатов и эффективность воспитательных воздействий.
23

Предмет мониторинга – уровень освоения системы знаний, умений навыков по предмету;
способность ребенка осваивать образовательную программу.
Параметры и критерии оценки художественно – творческих способностей:
 умение выражать в художественных образах творческую задачу;
 умение фантазировать на основе зрительной памяти;
 передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;
 знать особенности и художественный язык различных видов и жанров

изобразительного

искусства;
 нестандартное оригинальноевоплощение в практической деятельности творческих идей и

замыслов.
2.5.Оценочные материалы
Оценочные материалы в соответствие с ФЗ №273 «Об образовании в РФ» (ред. от 29.12.2022)
Система отслеживания и оценивания результатов обучения происходит

во время собеседования,

проведения мероприятий, выставок, а так же в процессе педагогического наблюдения.
Анализ результатов:

степень активности обучающихся в группах, уровень знаний, умений,

показанных обучающимися в работе, рекомендации к совершенствованию. Уровень обученности учащихся
отслеживается во время проведения тестирования, опросов, выставок творческих работ и проектов, в
процессе педагогического наблюдения и анализа достижений.
Критерии оценки уровня обученности учащихся:
Оценка по теории и практике проводится по 3-х бальной системе: 1 балл – низкий уровень; 2 балла –
средний уровень; 3 балла – высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков.
- Высокий уровень – обучающийся в совершенстве владеет знаниями и умениями по программному
материалу, выполняет задания самостоятельно, вносит в работу элементы творчества.
- Средний уровень обученности – обучающийся на достаточном уровне владеет знаниями и умениями
по программному материалу, выполняет задание самостоятельно.
- Низкий уровень обученности – обучающийся не достаточно владеет знаниями и умениями по
программному материалу, не может выполнить задание самостоятельно.

24

2.6. Методические материалы
Для реализации программы «Фантазия» используются следующие методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
– словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
– наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ
(выполнение) педагогом, работа по образцу);
– практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
–

объяснительно-иллюстративный

–

обучающиеся

воспринимают

и усваивают

готовую

информацию;
– репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
– частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном

поиске,

решение

поставленной задачи совместно с педагогом;
– исследовательский - самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
– фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
– индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных ифронтальных форм работы;
– групповой - организация работы в группах;
– индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение
задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация
познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала.
Использование наглядных пособий на занятиях повышает у обучающихся интерес к изучаемому
материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.
На занятии используются все известные виды наглядности:
– показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов моделей;
– демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную
возможность обучающимся закрепить их в практической деятельности.
Для организации дистанционного обучения:
Проведение занятий на платформе онлайн-конференций Zoom/ Общение с родителями в
приложении-мессенджере Viber/
Методическое сопровождение программы:

25

– методические разработки и планы-конспекты занятий, инструкционные карты, схемы
пошагового конструирования;
– дидактические и психологические игры;
– учебный план;
– календарно-тематический план;
– ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подборусхем изготовления
конструкций;
– комплекты заданий;
– таблицы для фиксирования результатов образовательных результатов;
– методическая литература для педагогов по организации конструирования.

2.7. Рабочая программа
Ознакомительный

уровень

предполагает

обеспечение

обучающихся

минимальной

сложностью предлагаемых заданий, приобретение умений и навыков по овладению технологиями
изобразительного искусства .
На ознакомительный уровень программы принимаются обучающиеся без предъявления какихлибо специальных требований к их знаниям, умениям и навыкам.
По окончанию стартового уровня обучающиеся могут продолжить обучение на стартовом уровне.
Стартовый
универсальными

уровень
формами

предполагает
организации

обеспечение
учебного

предлагаемых заданий, приобретение умений

обучающихся
материала,

общедоступными

минимальную

и

сложность

и навыков по овладению технологиями

изобразительного искусства .
На стартовый уровень программы принимаются обучающиеся без предъявления каких-либо
специальных требований к их знаниям, умениям и навыкам.
По окончанию стартового уровня обучающиеся могут продолжить обучение на базовом уровне.
Базовый уровень предполагает углубленное изучение техник изобразительного искусства,
умение их самостоятельно применять и комбинировать при выполнении творческих заданий.
Предусмотрено участие в выставках-конкурсах. По окончании базового уровня обучающиеся
могут продолжить обучение на продвинутом уровне.

26

Продвинутый

уровень

предполагает

сотворчество

педагога

и

ребенка

на

основе

индивидуальных образовательных планов. Продвинутый уровень рассчитан на обучающихся,
успешно освоивших базовый уровень программы.
Обучающиеся смогут более углубленно получить знания и умения по изобразительному
искусству. Предусмотрено создание авторских проектов (от эскиза до готового изделия)
применение смешанных технологий. Учитываются творческие способности и индивидуальный
подход к самостоятельному выбору темы.
Познакомятся с новыми направлениями и технологиями изобразительного искусства: видами и
технологией создания различных эффектов.
Предусмотрено участие в творческих выставках-конкурсах.

27

2.8. Рабочая программа воспитания.
Программа воспитания является компонентом Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Фантазия».

В связи с этим структура Программы

воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом
из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, взаимного
уважения, здорового образа жизни».
Основными направлениями воспитательной работы являются:
Патриотическое (ценности Родины

и

природы,

уважительного отношения

к

национальным героям);
Социальное (ценности человека, семьи, дружбы, коллективная ответственность,
умение взаимодействовать с другими членами коллектива);
Познавательное направление воспитания (ценность знания);
Физическое и оздоровительное направления воспитания (ценность здоровья);
Трудовое и профориентационное: формирует знания, представления о трудовой
деятельности,

выявляет

творческие способности

и профессиональные

направления

обучающихся.
Цель и задачи программы воспитания
Цель:

создание

условий

для

формирования

социально-активной,

творческой,

нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной
позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в
социуме.
Задачи:
развить способности и творческий потенциал каждого ребенка, социальные,
нравственные, физических, интеллектуальные, эстетические качества;
создать благоприятные условия для гармоничного развития каждого ребенка в
соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и
склонностями;
организовывать

работу

с

семьями

учащихся,

их

родителями

(законными

представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей;

28

Результат воспитания – это достигнутая цель, те изменения в личностном развитии
обучающихся, которые они приобрели в процессе воспитания.
Формы работы направлены на:
работа с коллективом учащихся:
- формирование навыков по этике и психологии общения, технологии социального и
творческого проектирования (коммуникация и кооперация);
обучение

практических

умениям

и

навыкам

организаторской

деятельности,

самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в
процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
содействие формированию активной гражданской позиции;
воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
работа с родителями:
организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность
объединения (организация и проведение открытых занятий для родителей, тематических
мероприятий, походов в течение года).
Планируемые результаты:
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития
личности;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;
- формирование позитивной самооценки, умение противостоять действиям и влияниям,
представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной
безопасности личности;
- усиление роли семьи в воспитании детей.
2.9. Календарный план воспитательной работы
Сроки

Мероприятия, организуемые для

Конкурсные мероприятия,

проведения

обучающихся и их родителей

соревнования различного
уровня

Флешмоб «Законы дороги»

Единый день по БДД

Мастер-класс «Поздравляем наших
пап»

День отца

Сентябрь
Октябрь

29

Ноябрь

Декабрь

Январь

Беседы по правилам поведения в зимний
период, профилактике травматизма,
преступлений против
несовершеннолетних и дорожнотранспортных происшествий
Участие во Всероссийской акции памяти
«Блокадный хлеб»
Мероприятие, беседы по профилактике
правонарушений несовершеннолетних,
юридических последствиях хулиганства,
драк, заведомо ложных сообщений о
террористической угрозе
Исполнение песен, выставка рисунков

Мероприятие
«День народного единства»

Участие в акциях и
мероприятиях «Новый год»
Конкурсные и игровые
программы, проводимые в
каникулярное время

23 февраля – День
Защитников Отечества

Февраль

Март

Апрель

Май

Мастер-класс «Лучшая открытка»

8 марта – Международный
женский день

Родительские собрания по профилактике Всемирный День здоровья
детского дорожно-транспортного
«России здоровое поколение
травматизма, профилактике курения,
алкоголизма,употреблении ПАВ
Вечер живых историй. Конкурс
патриотической песни. Историческая
викторина.

Всенародный праздник – День
Победы

2.10. Материально-техническое обеспечение
Для реализации Программы используются следующее оборудование:
1. Учебный кабинет;
2. Ноутбук - 1 шт.;
3. Парты - 1 шт.;
4. Стулья - 12 шт.;
5. Принтер - 1 шт.;
6. Проектор - 1 шт.
7. Мольберт - 12 шт.
Программное обеспечение:
1. Операционная система Windows (XP, 7, 8,10);
2. Microsoft Office 2007, 2010 (MS Word, MS Power Point);
3. Adobe Photoshop;
30

4. Adobe Lightroom.
5. Zoom
6. Кадровое обеспечение
Обеспечение реализации программы, нацеленной на предоставление высокого качества
обучения,

планируется

специалистов,

за

обладающих

счет

штата,

состоящего

профессиональными

из

высококвалифицированных

компетенциями

и

выполняющими

определенный функционал.
2.11. Список литературы
1. Антипова М. Соленое тесто: поделки и украшения. – М.: Эксмо, 2008.
2. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: Эксмо, 1999.
3. Вохринцева С.В. Россиночка. Учимся рисовать. - Екатеринбург: Страна фантазий,
2008.
4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность школьников. – М.: 1998.
5. Козлова В.Л. Традиционная одежда русского населения западной Сибири. – Тюмень:
2002.
6. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.:
Педагогическое общество России, 2002.
7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
8. Лепим из соленого теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. – М.: Эксмо, 2004.
9. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2000.
10. Теит В. Рисуем цветы акварелью: уроки живописи. – М.: 2008.
11. Тюрг Х., Праделла Р. Веселая школа рисования. – М.: 2007.
12. Рубцова Е. Фантазии из соленого теста. _ М.: Эксмо, 2008.
13. Шалаева Г.И. Учимся рисовать. – М.: 2007.
14. Школа рисования для малышей. – М.: РОСМЕН, 2007.
15. Шматова О. Самоучитель рисования акварелью. – М.: 2008.
16. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России,

31

Приложение 1
Требования техники безопасности в процессе реализации программы.
Общие правила поведения для обучающихся Молодежного центра устанавливают нормы
поведения в здании и на территории учреждения.
Обучающиеся должны бережно относиться к достоинство других обучающихся и работников
выполнять правила внутреннего распорядка:
имуществу, уважать честь и Молодежного центра и
- соблюдать расписание занятий, не опаздывать и не пропускать занятия без уважительной
причины. В случае пропуска предупредить педагога;
- приходить в опрятной одежде, предназначенной для занятий, иметь сменную обувь;
- соблюдать чистоту в Молодежном центре;
- экономно расходовать электроэнергию и воду в учреждении;
- соблюдать порядок и чистоту в раздевалке, туалете и других помещениях;
- принимать участие в коллективных творческих делах;
- уделять должное внимание своему здоровью и здоровью окружающих. Всем обучающимся,
находящимся в Молодежном центре , ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- использовать в речи нецензурную брань;
- наносить моральный и физический вред другим обучающимся;
- бегать вблизи оконных проемов и др. местах, не предназначенных для игр;
- играть в азартные игры (карты, лото и т.д.);
- приходить в нетрезвом состоянии, а также в состоянии наркотического или токсического
опьянения. Курить в Молодежном центре , приносить и распивать спиртные напитки (в том числе
пиво), употреблять наркотические вещества
- приносить огнестрельное оружие, колющие, режущие и легко бьющиеся предметы,
отравляющие, токсичные, ядовитые вещества и жидкости, бытовые газовые баллоны;
-

пользоваться

открытым

огнём,

пиротехническими

устройствами

(фейерверками,

бенгальским огнём, петардами и т.п.);
- наносить любые надписи в зале, фойе, туалетах и других помещениях;
- выносить имущество, оборудование и другие материальные ценности из помещений Дворца;
- находиться в здании в выходные и праздничные дни (в случае отсутствия плановых
мероприятий, занятий).
Требования безопасности перед началом и во время занятий
-Находиться в помещении только в присутствии педагога;
32

- соблюдать порядок и дисциплину во время занятий;
- не включать самостоятельно приборы и иные технические средства обучения; поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте;
- при работе с острыми, режущими инструментами надо соблюдать инструкции по технике
безопасности;
- размещать приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы
исключить их падение или опрокидывание;
- при обнаружении каких-либо неисправностей в состоянии используемой техники,
прекратить работу и поставить в известность педагога;
Правила поведения во время перерыва между занятиями
· Обучающиеся обязаны использовать время перерыва для отдыха.
·Во время перерывов (перемен) обучающимся запрещается шуметь, мешать отдыхать другим,
бегать по лестницам, вблизи оконных проёмов и в других местах, не приспособленных для игр; толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу для решения любого рода
проблем; - употреблять непристойные выражения и жесты в адрес любых лиц, запугивать,
заниматься вымогательством. - производить любые действия, влекущие опасные последствия для
окружающих
На территории образовательного учреждения
Запрещается курить и распивать спиртные напитки на территории.
Запрещается пользоваться осветительными и нагревательными приборами с открытым
пламенем и спиралью.
Правила поведения для обучающихся во время массовых мероприятий.
Во время проведения соревнований, конкурсов, экскурсий, походов и т.д. обучающийся
должен находиться со своим педагогом и группой.
Обучающиеся должны строго выполнять все указания педагога при участии в массовых
мероприятиях, избегать любых действий, которые могут быть опасны для собственной жизни и для
жизни окружающихся.
Одежда и обувь должна соответствовать предполагаемому мероприятию (соревнованию,
конкурсу, экскурсии, походам).
При возникновении чрезвычайной ситуации немедленно покинуть здание через ближайший
выход.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию
педагога в организованном порядке, без паники.
В случае травматизма обратиться к педагогу за помощью.
33

При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщить педагогу или другому
работнику учреждения
Правила поведения детей и подростков в случае возникновения пожара
При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно
сообщить педагогу.
· При опасности пожара находиться возле педагога. Строго выполнять его распоряжения.
Не поддаваться панике. Действовать согласно указаниям работников учебного заведения.
По команде педагога эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком. При
этом не бежать, не мешать своим товарищам.
При выходе из здания находиться в месте, указанном педагогом.
Старшеклассники должны знать план и способы эвакуации (выхода из здания) на случай
возникновения пожара, места расположения первичных средств пожаротушения и правила
пользования ими.
Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой.
Внимание! Без разрешения администрации и педагогических работников учреждения
воспитанникам не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества.
Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) обучающиеся обязаны
немедленно сообщить работникам образовательного учреждения.
Правила поведения детей и подростков по электробезопасности
Неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть: шнур сначала
подключайте к прибору, а затем к сети.
Отключение прибора производится в обратной последовательности. Не вставляйте вилку в
штепсельную розетку мокрыми руками.
Перед включением проверьте исправность розетки сети, вилку и сетевой шнур на отсутствие
нарушения изоляции.
Прежде чем включить аппарат внимательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации, и
помните о мерах предосторожности:
- Не загораживайте вентиляционные отверстия, они необходимы для предотвращения
перегрева;
- Во избежание несчастных случаев не включайте аппарат при снятом корпусе.
- При прекращении подачи тока во время работы с электрооборудованием или в перерыве
работы, отсоедините его от электросети.
- Запрещается разбирать и производить самостоятельно ремонт самого оборудования,
проводов, розеток и выключателей.
- Не подходите к оголенному проводу и не дотрагивайтесь до него (может ударить током.)
34

Правила для детей и подростков по дорожно-транспортной безопасности
Правила безопасности для обучающихся по пути движения во Дворец и обратно
Когда идете по улицам, будьте осторожны, не торопитесь. Идите только по тротуару или
обочине подальше от края дороги. Не выходите на проезжую часть улицы или дороги.
Переходите дорогу только в установленных местах, на регулируемых перекрестках на зеленый
свет светофора. На нерегулируемых светофором установленных и обозначенных разметкой местах
соблюдайте максимальную осторожность и внимательность. Даже при переходе на зеленый свет
светофора, следите за дорогой и будьте бдительны - может ехать нарушитель ПДД.
Не выбегайте на проезжую часть из-за стоящего транспорта. Неожиданное появление
человека перед быстро движущимся автомобилем не позволяет водителю избежать наезда на
пешехода или может привести к иной аварии с тяжкими последствиями.
Переходите улицу только по пешеходным переходам. При переходе дороги сначала
посмотрите налево, а после перехода половины ширины дороги направо.
Когда переходите улицу, следите за сигналом светофора: красный СТОП -все должны
остановиться; желтый - ВНИМАНИЕ - ждите следующего сигнала; зеленый - ИДИТЕ - можно
переходить улицу.
Если не успели закончить переход и загорелся красный свет светофора, остановитесь на
островке безопасности.
Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом - помните, что автомобиль
мгновенно остановить невозможно, и вы рискуете попасть под колеса.
Действия при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство:
Признаки, которые могут указать на наличие взрывного устройства:
1. наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;
2. подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
3. от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный
Причины, служащие поводом для опасения:
1. нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета.
Действия:
1. не трогать, не поднимать, не передвигать обнаруженный предмет!
2. не пытаться самостоятельно разминировать взрывные устройства или переносить их в
другое место!
3. воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе мобильных телефонов
вблизи данного предмета;
4. немедленно сообщить об обнаруженном подозрительном предмете администрации
учреждения;
35

5. зафиксировать время и место обнаружения подозрительного предмета;
6. по возможности обеспечить охрану подозрительного предмета, обеспечив безопасность,
находясь, по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания или коридора).
Действия администрации при получении сообщения об обнаруженном предмете похожего на
взрывное устройство:
убедиться, что данный обнаруженный предмет по признакам указывает на взрывное
устройство;
по возможности обеспечить охрану подозрительного предмета, обеспечив безопасность,
находясь по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания или коридора);
немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в правоохранительные
органы;
необходимо организовать эвакуацию постоянного состава и учащихся из здания и территории
учреждения, минуя опасную зону, в безопасное место.
Далее действовать по указанию представителей правоохранительных органов.
Инструкция при проведении массовых мероприятий.
1.1. К участию в массовых мероприятий допускаются воспитанники, прошедшие инструктаж
по охране труда.
1.2. Участники массового мероприятия обязаны соблюдать правила пожарной безопасности,
знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.3. О каждом несчастном случае с участниками массового мероприятия
2. Требования безопасности перед проведением массового мероприятия
2.1. Проверить помещение, где будут проводиться массовые мероприятия, и провести
влажную уборку.
3. Требования безопасности во время проведения массового мероприятия
3.1. Строго выполнять все указания руководителя при проведении массового мероприятия,
самостоятельно не предпринимать никаких действий.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении пожара немедленно начать эвакуацию из здания.
4.2. При получении участником массового мероприятия травмы немедленно сообщить об этом
руководителю.
5. Требования безопасности по окончании массового мероприятия
5.1. Убрать в отведенное место инвентарь и оборудование.
5.2. Тщательно проверить помещение и провести влажную уборку.
5.3. Проверить противопожарное состояние помещений, закрыть окна, форточки, фрамуги и
выключить свет.
36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».